Если вам когда-нибудь доводилось смотреть старые лирические американские ленты, такие как «Я люблю Люси» или «Шоу Дика Ван Дейка», вы, возможно заметили одно обстоятельство, которое сегодня большинству людей показалось бы странным: муж и жена спали в разных кроватях.
Широко распространено мнение о том, что такое устройство супружеских спален в фильмах, которые транслировались в пятидесятые годы, было нацелено на пропаганду скромности и сдержанности. И в этом есть доля правды. Однако, согласно новой книге, написанной Хилари Хиндс, профессором литературы в университете Ланкастера, две кровати в спальне не обязательно связаны с состоянием нравов в Америке тех времен.
Хотя сегодня такой подход к супружеской жизни показался бы большинству из нас странным и безнадежно старомодным, были времена, когда спать в отдельных кроватях считалось признаком передовых взглядов.
Вы, вероятно, слышали о правилах «гигиены сна», которые предписывают, например, избегать употребления кофеина в вечерние часы, выключать обогревательные приборы и удалить все мониторы из спальни. По словам Хиндс, супружеские пары XIX столетия придерживались более буквальной формы гигиены сна: считалось, что сон на отдельных кроватях отчасти препятствует передаче инфекции.
«Здоровье в доме начинается со здоровой спальни», – пишет профессор Хиндс.
Вообще в девятнадцатом веке гигиена стала привлекать все большее внимание населения, сначала в сфере общественного здравоохранения — эпидемии холеры и «Великое зловоние» в Лондоне привели к реформе больниц и реконструкции системы канализации – а затем и в масштабах отдельных домохозяйств.
В то время преобладающей научной идеей в здравоохранении была теория «миазмов», которая сводилась к тому, что причиной таких заболеваний как холера, тиф и скарлатина были миазмы, загрязненные воздушные массы, которые образовывались в результате разложения органического вещества. Загрязненные водяные пары, исходящие от стоячих водоемов, таких как болота, также считались источником миазмов, известных также как «ночной воздух». Эксперты в области здорового образа жизни считали в те годы, что ключом к победе над болезнетворными бактериями является устранение отбросов в домах и улучшение их санитарного состояния.
«Борьба за здоровье населения велась в основном в частном порядке, то есть в домашних условиях», – пишет Хиндс.
Хотя обычай делить постель с членом семьи, супругом или даже другом, приехавшим погостить, был распространен в Европе на протяжении многих веков, невероятно возросшая забота о гигиене отменила эту норму. Хотя когда-то сон в объятиях супруга считался «благословением», обеспечивающим безопасность, тепло и близость, внезапно он превратился в источник инфекции, в частности, благодаря одному эксперту в области здравоохранения, доктору Бенджамину Уорду Ричардсону, который отстаивал отдельные кровати как «абсолютно необходимую меру для сохранения здоровья».
Две односпальные кровати с каналом чистого воздуха, проходящим между спящими, защищали каждого из супругов от токсичного «ночного воздуха», создаваемого их партнером. Некоторые эксперты в то время рассматривали бытовую гигиену как признак современности и, следовательно, ее игнорирование – как признак средневекового мракобесия и невежества.
Именно это было главной причиной того, что две односпальные кровати рассматривались как непременный атрибут супружеской пары, придерживающейся передовых, прогрессивных, воззрений, хотя они сохраняли популярность еще долгое время после того, как в общество проникли более современные взгляды на механизм распространения болезней.