Недавно в соцсетях разразился громкий скандал: пользователи армянского сегмента активно делились сенсационным заявлением, приписываемым главе Минздрава Армении Арсену Торосяну. Ректор Ереванского государственного медицинского университета (ЕГМУ) Армен Мурадян заявил, что год назад состоялось обсуждение по вопросу Реабилитационного центра "Защитник Отечества", на котором Арсен Торосян якобы сказал: "Пятьдесят человек были инвалидами, и эти 50 человек умрут инвалидами, зачем тратить столько средств?" На следующий же день Торосян заявил, что против него ведется информационная кампания во главе с Мурадяном, а сам ректор ЕГМУ откровенно лжет. На вопрос журналистов, подаст ли он в суд, Торосян ответил: "Если бы мы занимались всей клеветой, больше ничем не могли бы заниматься".
Пресс-секретарь министра Алина Никогосян в свою очередь заверила на своей странице в Facebook, что Торосян ничего подобного не говорил, это абсолютная ложь. Более того, в первые месяцы пребывания в должности министра он предложил Центру договор на госзаказ в размере 20 млн драмов.
Между тем, если бы подобное заявление действительно было озвучено (доказательств этому нет), то Торосян обидел бы не пятьдесят, а более одного миллиарда лиц с инвалидностью — около пятнадцати процентов населения мира.
Часть из них живет в Армении, часть — в Финляндии, где, как мне показалось, инвалидов на улицах слишком много, и я поделился наблюдением с коллегой по "Известиям".
"Ничего подобного, - объяснил коллега, - так только кажется. Просто в нашей стране инвалиды чаще всего сидят дома, а здесь они рядом со всеми. Вот и кажется, будто в Хельсинки их много, а в Москве или твоем Ереване – совсем ничего".
Чтобы быть рядом, финны протянули своим согражданам с инвалидностью тысячу и одну руку помощи: пульт управления лифтом расположен на доступном уровне, городские автобусы, как правило, оснащены подъемниками, светофоры — с звуковой сигнализацией, жилые дома и общественные здания — с пандусами, отдельными туалетами, автопарковки максимально приспособлены для автомобилей со специальным знаком…
Кое-что из названного есть уже и у нас. Появились пандусы у тротуаров (иной раз подняться по некоторым можно лишь с третьей попытки, но есть и более-менее удобные). На крупных перекрестках застрекотали светофоры для слабовидящих (правда, отведенное для перехода улицы время больно короткое, не успеешь – спасайся как можешь). Видел пару раз электромобили для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, но оба раза у отелей, для иностранных туристов, — и это наводит на определенные размышления.
Говорю это не из желания побрюзжать, а намерения понять, почему так мало, почему не везде, почему не всегда? И почему все это имеет место по большей части в центре Еревана, как будто в других районах города в этом нет ровным счетом никакой надобности. И вот еще одно "почему?".
Из буклета для посещающих Францию туристов: "В 1671 году по приказу короля Людовика XIV в Париже началось строительство приюта для участников войны и тех, кто получил тогда ранения. Дом Инвалидов официально открылся в 1677 году, а спустя три года принял первых постояльцев. Таким образом, король хотел проявить заботу о ветеранах".
Получается, Людовик XIV хотел и денег не жалел, не думал, что "инвалиды все равно помрут". Рано или поздно умрем все, пока живешь, главное — оставаться человеком. Вот что нужно.
"Инвалидность не должна быть препятствием на пути к успеху".
"Понятно, что большинство инвалидов в мире испытывают колоссальные трудности в повседневной жизни, не говоря уже о продуктивной занятости и личной самореализации".
"Наш моральный долг — устранить барьеры на пути к участию инвалидов в жизни общества и инвестировать достаточный объем средств, знаний и опыта, чтобы раскрыть огромный потенциал людей с инвалидностью. Во всем мире правительства больше не могут игнорировать сотни миллионов инвалидов, которые лишены доступа к здравоохранению, реабилитации, поддержке, образованию и занятости и не имеют шанса проявить себя".
Это сказал профессор Стивен У. Хокинг, английский физик-теоретик, а еще и писатель. Практически всю взрослую жизнь страдал болезнью моторных нейронов, что не помешало сделать выдающуюся карьеру астрофизика.
Оказывается, можно быть прикованным к креслу годами и стать директором Центра теоретической космологии Кембриджского университета, заниматься проблемами "черных дыр" и теориями квантовой механики, стать автором открытия, названного "излучением Хокинга, и обрести семейное счастье.
…Ранние ереванские пешеходы, проходившие минувшим летом мимо Республиканского дворца культуры и спорта глухих, возможно, обратили внимание на молодого человека с суровым выражением лица, сидящего за столиком кафе напротив этого здания. Молодой человек охранял вход и одновременно подрабатывал сторожем в кафе.
Однажды я его о чем-то спросил, он ответил сложной комбинацией пальцев. Стало ясно — парень не слышит. Каждый раз, проходя мимо, я говорил ему какие-то слова, он отвечал мне какими-то рукотворными комбинациями, я делал вид, что понимаю, он понимал, что это неправда, но улыбался.
Парню не хватало общения с людьми, которые отделены от него стеной молчания. Ему очень хотелось переступить через черту отчуждения, и, когда это получалось, чувство "обойденности" отступало. Не стану настаивать, что этого достаточно, чтобы стать гением науки, но этого никто и не ждет.
Из давно прочитанного и хорошо запомнившегося: "У них нет рук, а у нас есть, и, видимо, поэтому мы все реже протягиваем друг другу руку помощи. У них нет ног, а у нас есть, но некоторые из нас не преминут здоровыми ногами пнуть бездомного котенка. Они остро нуждаются в слуховых аппаратах, которые стоят втрое дороже диктофонов и подслушивающих устройств, которые мы, опять же, создали исключительно в угоду своим прихотям. Зато мы — люди, слышащие скрип соседской кровати, иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце".