Подмечено - приход весны в Лондоне можно определить по жужжанию газонокосилок. В Ереване почти все лужайки выгорели, косить практически нечего, косилки не жужжат, зато это хороший шанс пригласить президента Трампа к нам.
Какая связь? Этико-дендрологическая. Будучи недавно с государственным визитом в Англии, президент США подлетел к Королеве Елизавете II на вертолете, приземлился прямо перед ее дворцом, вслед за чем, осерчав, королева сказала: "Подойдите и посмотрите на мою лужайку. Она разрушена". И впрямь – двигатели приземлившихся вертолетов оставили на траве глубокие "ожоги".
Приземлись Дональд Трамп в Ереване, никаких ожогов на газоне не было бы, потому что и приличных лужаек в Ереване тоже нет - все выгорели, покрылись мусором, одичали. На такие не то чтоб президенты из других стран садились, приличная ворона с соседней крыши не присядет.
Известная байка - на вопрос: "Как вы добились таких замечательных лужаек", англичане отвечают: "О, это очень просто! Надо только подстригать ее каждый день в течении четырех тысяч лет". Ереван на этом свете далеко не младенец, но с газонами у нас почему-то не вышло. Особенно при новой городской власти: зелень жухлая, поникшая, где разросшаяся до неприличных размеров, где полностью и, похоже, окончательно вытоптана.
Вот тут вопрос. Хорошо, предположим, с мусором пока управиться не можем (хотя, все равно, придется), но почему пока то, да се, не привести в порядок газоны лужайки и все что растет на улицах? Чтоб заиграло свежестью и радовало глаз ереванцев так же щедро, как на улице Чаренца у входа в штаб-квартиру главной политической партии страны.
Правда, и тут стараний хватило на несколько погонных метров. Но если взять ухоженные насаждения за воротами здания Национального собрания, да прибавить к ним не уступающие по красоте деревья при резиденции президента республики, то выходит, можем, когда хотим! Но, получается, что не хотим, когда не для власти?
Понятно, когда кучи мусора везде и всюду, отдельные зеленые островки, общую картину не меняют, но с чего-то начинать, хоть в чем-то показать свое усердие мэрии города надо?
Лифты, общественный транспорт вообще и новые станции метрополитена, в частности, жилищное строительство, другие крупногабаритные проекты, требующие кучу денег и времени были озвучены преждевременно и теперь мэра за них ругают. Говорил – не сделал. Стало быть, обманул…
Из того, что получилось, несколько десятков квадратных метров газонов на месте вырванных с корнем кафе на площади перед оперным театром. Дальше почему-то не пошли, а в окно уже стучится осень, не за горами зима, возможны осадки в виде снега, "Санитек" на стадии вымирания, о другом уборщике пока не слышно, остановить грядущие снегопады силой воли вряд ли удастся…
К чему этот разговор. К отходу от гигантомании и переходу к каждодневному, обыденному, без чего никак и никуда. Возьмем те же газоны и не станем пугать мэрию страшилкой из учебников по уходу за зелеными насаждениями в черте города. Просто, для общего развития доведем до сведения.
Уход за газоном включает в себя полив, стрижку травы, обработку краев, аэрацию, выравнивание поверхности, борьбу с сорняками, мхом и вредителями травы. Плюс подкормка, ремонт проплешин, мульчирование (улучшение свойств поверхности почвы). Можно продолжать дальше. Это классика. Это, когда лужайка - предмет национальной гордости, отражающая грань национального менталитета. Так в Англии. Что отражается у нас?
Нынешней весной мэр и его команда провели субботник: что- то убрали, что-то посадили, кому-то понравилось. Началось?... Но тут же и кончилось, в первый же понедельник. Свидетельствую как очевидец: под ногами липкая жижа из тутовых ягод (с каких это пор дерево шелковицы относится к декторативным) асфальт в грязевых подтеках и пятнах, бордюры отбиты, бродячих собак - немерено).
Из заметок вдумчивого путешественника. "В пятницу летним вечером в каждом палисаднике виден хозяин дома, с упоением, самыми различными способами – от высокомеханизированных, до примитивных, по старинке – подстригающий свою лужайку. Так невольно и видишь, как всю неделю, затянутый в деловой костюм, он парится в офисе, ведет деловые беседы и мечтает о самом сладком, самом свободном моменте недели – вечере пятницы, когда можно будет наконец-то дорваться до самого приятного – стрижки газона.
Интересно, что англичане настолько увлекаются своими лужайками, что начинаешь видеть их повсюду. Так, английские холмы, зеленые и нежные, кажутся тоже постриженными отрядом газонокосильщиков-добровольцев – столь ровное у них травяное покрытие...".
Ключевое слово в тексте "свое". Ощущение такое, что очень многое для городских властей нашего города пока чужое.