Целых 59 часов… Именно столько времени Гаяне Манукян и ее муж провели в "туристическом изоляторе" в Израиле. Даже рассказывая эту историю, армянская туристка, по ее словам, вновь испытывает страх и отвращение. Каждая мелочь, запах, звук врезались в память навсегда.

Гаяне Манукян летела в Израиль отметить с мужем его 50-летие, но вместо праздника их ждал настоящий кошмар. До поездки они даже не могли предположить, что получить израильскую визу и въехать в эту страну — это разные вещи. Самое ответственное испытание ждет туристов в аэропорту Израиля, где пограничная служба решает, стоит ли впускать в страну или нет.

После процедуры опроса израильские пограничники решили, что Гаяне и ее супруг не внушают доверия. Паре запретили въезд в страну. Но запрет — самая безобидная часть этой истории. Несчастным армянским туристам разрешили сделать один звонок и сообщить семье, что их депортируют. К счастью, дочь Гаяне не ответила на этот звонок, и их пятеро детей так и не узнали в те дни, где их родители и что с ними случилось.

"Если тебя депортируют и следующий прямой рейс в твою страну, скажем, через два-три дня, то тебя сопровождают в так называемый туристический изолятор в городе Рамле, в 7 км от аэропорта. Там ты вынужден оставаться до самого депорта", - сказал в интервью Sputnik Армения директор туристической компании "Ахтамар" Ваан Акопян.

Именно в этом туристическом изоляторе на протяжении 59 часов и содержали Гаяне, ее мужа и еще одного армянина .

"Нас поселили раздельно, меня — в женском корпусе, а моего супруга – в мужском. У меня забрали телефон, все вещи. Это был женский барак, двери туалетов не закрывались, в комнатах содержались по 16 женщин, повсюду тараканы и комары, вместо кровати – железная койка, ни подушки, ничего не было. Потом муж рассказал мне, что в мужском бараке были одеяла, но вшивые, никто ими не укрывался", - рассказала Гаяне.

Она до сих пор недоумевает, за что такое отношение к туристам и почему им выпало это "счастье". У Гаяне был армянский паспорт, у ее мужа – грузинский, а для граждан Грузии в Израиле действует безвизовый режим. Однако и это обстоятельство ни на что не повлияло. Более того, она в изоляторе познакомилась с гражданами разных стран, это были и грузины, и россияне, и украинцы, и румыны, и другие.

"На стенах были надписи на разных языках — имена, адреса, телефонные номера… Возможно, их оставили такие же, как мы. Была даже надпись: "Пашинян джан, спаси нас", - говорит Гаяне дрожащим голосом.

Она вспоминает, как просила "тюремных" охранников хотя бы дать ей возможность поздравить мужа с днем рождения. Впервые за 30 лет совместной жизни они встречали этот день порознь. В итоге им разрешили увидеться.

"Я увидела издалека, как муж выходит из другого корпуса. В страшном волнении попыталась подбежать к нему, но надзиратели бросились за мной с автоматами и остановили", - рассказала Гаяне.

По ее словам, встреча продлилась всего 5 минут, их усадили за стол, по разные стороны и даже не разрешили обняться.

Вообще, продолжила рассказ Гаяне, с ними обращались как с самыми опасными преступниками, разрешали выходить на свежий воздух только по 7 минут в день (курильщикам — по 15). Все оставшееся время "заключенные" туристического изолятора обязаны были проводить в общей камере. Шумные и "нервные", жалующиеся на условия немедленно ссылались в "карцер" — камеру в подвальном помещении. Румынка, которая провела там несколько часов, рассказала, что ее окружали даже змеи и скорпионы. Это было наказание за непослушание. Еда была отвратительной — холодная вода, чай, рис один раз в день, куриный окорок синего оттенка, одно яблоко.

"Однажды я стояла у решетки и просто смотрела в окно. С одной стороны виднелись сухие деревья, с другой была прачечная. Откуда-то доносились звуки взрывов. У меня защемило в груди, и я начала петь песню "Шалом Израиль". Вдруг один из охранников, услышав пение, втихаря принес мне кофе", - рассказала Гаяне.

По ее словам, надзиратель сделал все тайно, поскольку на каждом углу были камеры. Когда на следующий день она нашла возможность перекинуться с ним парой слов, тот объяснил свой поступок весьма красноречиво: "Здесь все проклинают Израиль, а вы единственный человек, который пожелал мира".

Через 59 часов Гаяне с мужем на специальных машинах доставили в аэропорт, паспорта им вернули только по прибытии в Армению. Супруги до сих пор они не знают, были ли они депортированы или нет, им дали только одну бумажку, извещающую, что их въезд запрещен из соображений предотвращения нелегальной миграции. Они подписали еще один документ на иврите в Израиле. Содержание подписываемого документа сперва было неизвестно: им лишь объявили, что это для их свободы. Лишь потом выяснилось, под чем они подставили подписи: оказывается, они выразили согласие с тем, что приехали с целью миграции, поэтому были депортированы.

Директор туристической компании "Ахтамар" Ваан Акопян вспомнил, как однажды гражданин Армении поехал на лечение в Израиль, заранее перевел всю сумму на лечение, однако по прибытии в эту страну ему отказали во въезде и депортировали. По его словам, случаи депортации чаще всего происходят с гражданами некоторых постсоветских, африканских, азиатских стран, где зарплаты ниже и в целом уровень жизни не такой высокий, как в Израиле.

Между тем, как пояснили в МИД Армении, такие проблемы не исключены, поскольку даже при наличии визы окончательное решение по вопросу въезда в страну принимает пограничная служба. На официальный запрос Sputnik Армения, получало ли министерство иностранных дел Армении сообщения о депортации из Израиля, из ведомства сообщили, что такой случай был в 2018 году, когда одно из армянских туристических агентств обратилось в МИД Израиля с просьбой выдать визы группе граждан РА, однако по прибытии в Израиль некоторым туристам был запрещен въезд в страну.

"В МИД Армении немедленно предприняли шаги для обеспечения граждан Армении едой и необходимой поддержкой в транзитной зоне аэропорта Тель-Авива до их вылета на родину следующим рейсом", - говорится в официальном ответе внешнеполитического ведомства.

Согласно данным МИД, вопрос упрощения визового режима остается в повестке армяно-израильских отношений. По словам Ваана Акопяна, отмена визового режима содержит определенные риски для граждан Армении.

Дело в том, что заработная плата в Израиле довольно высокая. Как отмечает Ваан, "Израиль — это мини-США" и после отмены визового режима некоторые граждане Армении могут захотеть туда перебраться. Достаточно будет несколько таких случаев, чтобы Армения оказалась в "черном списке". Тогда число депортированных из Израиля может значительно увеличиться.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.