Экологическое движение всегда играло большую, если не определяющую роль в политической истории современной Армении.

МОЖНО ВСПОМНИТЬ, что и первые демонстрации в Армении в период советской перестройки шли под экологическими лозунгами: разогнанная властями Армении экологическая демонстрация на проспекте Баграмяна в октябре 1987-го стала предтечей многотысячных митингов на Театральной площади в поддержку самоопределения Нагорного Карабаха.

Тер-Петросян, отдавая дань требованиям толпы и идя на поводу у агрессивного популизма, закрыл Армянскую атомную электростанцию и научно-производственное объединение "Наирит" плюс, как следствие, 350 наиритовских предприятий-партнеров. Вскоре страна перешла на двухчасовой график подачи электроэнергии в сутки. Особенно драматично мы это прочувствовали в холодные зимы начала 90-х. Массовое помутнение прошло через несколько лет. Работу ААЭС возобновили - одно из достижений правительства Багратяна. Обеспечивающий десятки тысяч рабочих мест гигант "Наирит" в полном объеме уже никогда не возобновит свою работу.

Экологическое движение сыграло свою роль и в отставке Сержа Саргсяна. Вспомним, как в последние годы его правления оно обрело размах. Это и Техут, и протесты против застройки скверов в Ереване, и многое другое. Экологическое движение серьезно подрывало авторитет властей, сплачивало протестующую молодежь и подготовило почву для массового протеста апреля-2018. Поэтому можно понять сегодняшнее возмущение экологических активистов действиями Пашиняна, которого они считали "своим" премьером.

Тут нужно отдать должное Пашиняну: он в вопросе Амулсара не пошел по примеру Тер-Петросяна и не запретил окончательно разработку Амулсарского рудника только потому, что так требуют его бывшие активные коллеги по гюмрийской дороге. Правда, в отличие от закрытия ААЭС, премьер оказался перед более сложным выбором, ведь закрытие Амулсара - это не только грядущие большие штрафы, но и серьезный ущерб инвестиционной привлекательности Армении.

КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, премьер пошел на серьезное решение дать добро на дальнейшую работу "Лидиан". Верю, что он действительно не спал ночей, изучая документы и размышляя над тем, какими шагами можно добиться одобрения общественности. Так родилось уголовное дело по предполагаемому факту умышленного сокрытия должностными лицами Министерства охраны природы данных о загрязнении окружающей среды, так появилась экспертная оценка компании "Элард". Не помогло: общественность добро не дала. От премьера отворачиваются его соратники, он под жестким огнем критики. Что делать? Можно, конечно, тянуть резину, но время будет работать против, и удары будут сыпаться с обеих сторон…

Может, плюнуть на все и переменить решение? Но снова повторим: штрафы - раз; о масштабных инвестициях Запада соратникам можно будет забыть - два; западные кураторы поставят в угол и хорошенько отшлепают - три.

Может, выполнить свое обещание? Ну то, знаменитое, что новые не будут держаться за власть и сразу уйдут, как только увидят, что народ не одобряет их действий? Так видно же наглядно, что не одобряет. Чего ждать?

Или продолжать упорствовать, уповая на силовиков, которым нет особой разницы, какие демонстрации разгонять: против Сержа или против Никола. Но тогда от демократического имиджа новой власти не останется и следа, и так помпезно открытые ворота на Баграмяна, 26 и в парламентский парк снова придется закрыть, как уже закрыли от назойливых экологических активистов. Можно, но тогда надо иметь в виду, что рано или поздно (и скорее - очень рано) протест станет таким масштабным, что ворота не спасут…

Еще один прием - возможный референдум. А что? На первый взгляд можно вынести вопрос на референдум. Правда, Пашинян не может не понимать, как много в таком решении будет популизма. Ведь проблема эксплуатации Амулсарского рудника очень конкретна и глупо требовать от людей, чтобы они досконально разбирались в производственном процессе добычи золота и его отходах и десятках других, очень специфических вопросах.

ФАКТИЧЕСКИ при референдуме среднестатистический гражданин, принимая решение, будет опираться не столько на ясное знание проблемы, сколько на то, чьим доводам он больше доверяет, -  правительства или экологов. Таким образом, гипотетический референдум может вылиться в референдум доверия к властям, и,  если последним не удастся продавить свою позицию, снова встанет вопрос об отставке, согласно данным ранее твердым обещаниям… Или референдум также придется провести с опорой на силовиков?

Могут сказать: вот вы завели пластинку с этим референдумом… А это не мы завели. Никто премьера за язык не тянул. Не он ли год назад кричал в экстазе, что отныне все важные решения в Армении будут приниматься народом на центральной площади, как на площади Агора в Древних Афинах… Ну вот, дорогой ты наш, пришло время держать ответ за свои слова. Флаг в руки, кепку на голову, рюкзак за плечи - и вперед на агитационную кампанию по крышам гаражей… Устрой напоследок еще одно большое шоу: экологи, они народ хотя и упорный, но добрый, может, поймут и простят…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.