Хотя Грузия и Азербайджан старательно лепят иллюзию дружественных отношений, осыпают друг друга цветистыми комплиментами, украшая блестящей мишурой образы соседей-союзников, а на официальных встречах звучит дежурная речь о дружбе народов, внешнее благополучие таит в себе множество мин. И это совсем не фигура речи, а жестокие реальные будни.
Наш хорошо осведомленный источник рассказал, что больше 20 лет назад, в начале 90-х, Азербайджан заминировал семь километров территории Грузии. Целые поля продолжают хранить в себе мины с тех пор. И тысячи грузин продолжают жить в постоянном страхе: один неосторожный шаг - и ногу оторвало по ботинок. За эти годы здесь произошло 18 инцидентов, семь человек погибли и несколько были ранены.
Официальная причина заминирования неизвестна. Также неясно, почему азербайджанская сторона до сих пор не дает разрешение на разминирование территории. Согласитесь, такое вызывающее поведение по отношению к соседу-союзнику в мирное время выглядит очень уж странно. Вывод напрашивается сам собой: Азербайджан соорудил на грузинской территории минные заграждения из более тысячи противотанковых и противопехотных мин с целью сеять страх среди жителей приграничных грузинских сел Кирач-Муганло, Качаган и Текали.
Официальный Баку наглядно декларирует, что рассматривает эти села как свою будущую добычу. Политик, лидер оппозиционной Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили утверждает: "То, что сейчас происходит, началось еще в 1920-ых годах, когда Азербайджан лицемерно отжал исторические грузинские территории - Закаталы, Кахи, Белоканы, и приступил к их ассимиляции".
Сегодня же история повторяется, а заминированная зона на границе создает эффект постоянного азербайджанского присутствия. Это как бы прозрачный императив - кто на грузинском отрезке границы управляет ситуацией. Минные поля никак не обозначены и карта размещения взрывных устройств доступна только азербайджанским пограничникам, они время от времени переходят границу: проверяют, на месте ли мины, и заодно угоняют скот сельчан. Кто осмелится пересечь минную зону, чтобы вернуть украденное?!
Для Азербайджана минное поле - своего рода рычаг давления на соседнее государство, демонстрация своего геополитического превосходства. Если к вышесказанному добавить и тот факт, что начиная с 2016 года вблизи Кирач-Муганло, на грузинской границе Азербайджан активно проводит инженерные работы - выкопана траншея длиной 7 километров, сооружены два опорных пункта и стрелковые ячейки, - то грузинской стороне есть над чем поломать голову.
Азербайджан фактически укрепляет свое военное присутствие в Грузии, сооружая военные объекты. Тому подтверждением и установление нового аванпоста непосредственно у христианского монастырского комплекса Давид Гареджи. В Азербайджане, видимо, уверены, что у Тбилиси не хватит решимости протестовать, поскольку может лишиться газа и коммуникаций. Одним словом, в Баку рассматривают грузин как должников, которым остается молча следить за очевидной ползучей оккупацией своих земель. Баку посредством придворовых экспертов даже позволяет себе давать указания, когда и что грузинам строить в собственной стране.
Выделив 2 млн долларов на строительство дороги к монастырю Давид Гареджи, Тбилиси удостоился шквала критики Баку. "Решение странное, так как принято в период кризиса в отношениях и провокаций на границе. Как бы мы не объясняли нападение на пограничников "происками третьих сил", скороспелое решение Тбилиси о строительстве дороги свидетельствует, что следы провокации нужно искать в правящей элите Грузии", - заявил глава экспертного совета BakuNetwork Эльхан Алескеров. То есть Азербайджану дозволено сооружать объекты военного назначения в несогласованной зоне, копать окопы, минировать территории целыми полями, а грузины должны смирно сидеть на месте и не рыпаться.
Такое отношение Азербайджана к Грузии заставляет взглянуть на тесное двухстороннее сотрудничество под другим углом. Грузия в своем политическом поведении уже просто не имеет возможности игнорировать подобные вопиющие факты, если, конечно, не хочет из суверенного государства превратиться в банальную перемычку между Турцией и Азербайджаном.