Год назад, 26 июля 2018 года, обвинение было предъявлено второму президенту Армении Роберту Кочаряну.

В распространенном Специальной следственной службой (ССС) Армении заявлении говорилось:
«На основании достаточной совокупности доказательств, добытых в ходе предварительного следствия по уголовному делу, расследуемому в Специальной следственной службе РА относительно событий, произошедших с 1-го по 2-ое марта 2008 года в городе Ереване, 26-го июля 2018 года отставному президенту Республики Армения Роберту Кочаряну предъявлено обвинение по части 1 статьи 300.1 Уголовного кодекса РА за то, что он, по предварительному сговору с другими лицами, сверг конституционный строй». В тот же день было представлено ходатайство в суд первой инстанции общей юрисдикции города Ереван для избрания в отношении Роберта Кочаряна меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд ходатайство удовлетворил.

Что происходило в течение минувшего года, свидетелями чего стали адвокаты Роберта Кочаряна? Корреспондент Panorama.am адресовала эти вопросы представителю адвокатской группы второго президента РА Роберта Кочаряна – Ованнесу Худояну.

«В течение этого года мы увидели публичные заявления осуществляющего производство органа и прокуратуры о том, что они готовы в рамках закона раскрыть дело 1 марта, однако за этот промежуток времени мы поняли, что они предпринимают действия в совершенно ином направлении – предъявлении обвинений конкретным людям и для их сохранения любой ценой и доведения в суд», – сказал адвокат. 

Он подчеркивает, что для достижения своей цели последние не пренебрегли всеми возможными процессуальными и вещественными нарушениями.

«В течение этого года по данному делу мы увидели практически все возможные нарушения, которые могут быть допущены в ходе уголовного судопроизводства. Мы увидели необоснованно предъявленное, неразъясненное обвинение, мы увидели, что при первом обсуждении вопроса ареста в суде было сделано все, чтобы сторона защиты была лишена возможности ознакомиться с материалами дела и выразить мнение, часть материалов предоставили нам за пару минут до заседания по рассмотрению меры пресечения в виде ареста», – перечислил адвокат Роберта Кочаряна. 

За это время видели незаконное решение суда – касательного первого заключения под стражу Роберта Кочаряна, продолжил Худоян.

«Из опубликованных впоследствии сведений нам стало понятно, что данное решение было запланировано заранее – в рамках телефонного правосудия. Мы увидели, что в Республике Армения ряд должностных лиц, которые не должны были иметь никакого отношения к уголовному производству, принимали непосредственное участие в нем, давали непосредственные указания, оказывали содействие осуществлению всех незаконных действий и процессуальных нарушений. Речь и о главе Специальной следственной службы, и о директоре Службы национальной безопасности, и о премьер-министре Армении», – сказал Ованнес Худоян.

По словам адвоката, они видели также давление и преследования: если кто-то вынесет по делу Роберта Кочаряна решение вопреки желанию властей, то против него будут использованы все возможные административные ресурсы. 

«Это делается для того, чтобы донести месседж с угрозами всем этим судьям и всем потенциальным судьям по этому делу, снизить репутацию судебной системы, посеять в обществе недоверие к судебной системе. Это было сделано, чтобы вызвать недовольство по конкретному делу», – отметил он.

Самым вопиющим из допущенных нарушений Худоян назвал лишение судьей Даниеляном стороны защиты возможности выступить с речью.

«Если смотреть с точки зрения не только конкретного дела, а судебной системы в целом, то самым вопиющим является давление на суды, что на начальном этапе носило скрытый характер, но затем усилилось. Сегодня уже мы видим это давление открытым текстом, публично. Вспомним блокирование судов. Сейчас же всячески пытаются оказать неправомерное давление в отношении Конституционного суда», – сказал собеседник Panorama.am.

На вопрос, какими будут дальнейшие действия адвокатской группы Роберта Кочаряна, Худоян сказал: продолжат руководствоваться законом.

«Мы приводим свои действия в соответствие с законом, в отличие от осуществляющего производство органа. Своими действиями, жалобами, апелляциями и ходатайствами, озвучиваемыми на судебных заседаниях речами мы уже продемонстрировали, что дело изначально было пустым, если говорить словами премьера, дело – вода, как ему докладывали из судов. Наше общество, в конце концов, должно понять, что как прежде, так и сейчас в ходе расследования с ними не были честны: они преследуют не справедливые цели по раскрытию дела и восстановлению прав потерпевших, их родных, а их целью просто является решение политических вопросов – посредством политического преследования конкретных лиц», – подчеркнул адвокат.

На данный момент адвокаты представили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 7 жалоб, которые касаются в основном ареста Роберта Кочаряна.

Адвокатская группа представила ходатайство о смене меры пресечения с ареста на залог, суду представили материалы дела. Несмотря на то, что суд должен был начать их рассмотрение немедленно, но до этого момента судья Давид Григорян к вопросу не обратился.

«Я не знаю, сейчас дверь кабинета судьи Григоряна отпечатана или нет, но, когда мы представляли ходатайство, судья не находился в отпуске, у него не было и каких-то проблем. Тогда уже он должен был рассмотреть ходатайство. Мы высказывали недовольство в этой связи работой судьи и его аппарата. У него не было никаких препятствий для рассмотрения представленного ходатайства. Это самое грубое нарушение, которое продолжается и сейчас. Представленное нами ходатайство не рассматривается уже месяц. В этой связи мы уже обратились в ЕСПЧ, обратимся еще раз. Рассчитываем, что г-н Григорян по возвращении из отпуска предпримет действия», – сказал адвокат второго президента РА.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.