Честно говоря, писать о пресс-конференции начальника полиции Валерия Осипяна сначала не хотелось. После того как он во всеуслышание заявил, что блокирование судов было стихийной акцией граждан, я невольно подумал: какой спрос с этого человека? Посмотреть только раз в глаза и перекреститься.

Подобные заявления понижают планку профессии, человеческого достоинства, просто планку недозволительного. Она делается такой низкой, что завтра детям надо будет согнуться в три погибели, чтобы соответствовать новым карликовым понятиям. Многие даже считали, что Осипяну после этого заявления надо было уйти в отставку; некоторые даже полагали, что ему надо было застрелиться. Но у начальника полиции были другие планы на жизнь.

НО ПОТОМ Я ПОДУМАЛ: а ведь Валерий Осипян не всегда был таким. Мы отлично помним, например, события трехгодичной давности, когда он предложил штурмовикам из "Сасна црер" взять его в заложники и освободить всех остальных. Настоящий боевой офицер! А его сегодняшние действия вызывают массу различных комментариев, но все сходятся в одном: на камикадзе Осипян похож меньше всего. Почему он так изменился? О нынешних его профессиональных качествах можно судить по-разному, но морально-политические, то есть слепая верность сюзерену, тут выше всяких похвал, и сюзерену, судя по всему, это весьма нравится.

Как бы то ни было, на пресс-конференции были озвучены весьма тревожные данные. Уровень преступности в стране за последний год повысился на целых 9 процентов, причем заметно увеличилось количество тяжких преступлений (на 35%), в том числе убийств и грабежей. 88 амнистированных снова преступили закон и оказались за решеткой и т.д. Одним словом, поводов для оптимизма мало. Имело бы смысл публично поспрошать премьера и его окружение, что они думают по этому поводу. Любой вариант ответа будет познавательным.

А что думает начальник полиции? Что собираются делать-то? Начальник полиции Валерий Осипян убежден, что сегодня необходимо изменить философию, психологию, а также отношение правоохранителей к своим обязанностям.

КРИТИКИ ОСИПЯНА могут указать, что, с одной стороны, распространен образ полицейского как человека простого и некнижного, отчего выражение "философия полицейского" многие воспримут как несообразное. С другой стороны, чрезмерное увлечение философией - а ведь не все философские системы одинаково доброкачественны - может даже усугубить недостатки, присущие отдельным работникам органов.

Тем не менее идея Валерия Осипяна не столь странна, как это кажется на первый взгляд. Многим практическим руководителям (причем не обязательно силовым) бывает присуща склонность к высокому слогу. Вполне можно представить себе, скажем, председателя колхоза советских времен, который говорит о необходимости изменения философии трактористов. При этом руководитель будет иметь в виду не глубокое проникновение механизаторов в проблемы инобытия духа и мира как воли и представления, - смысл будет сводиться единственно к тому, чтобы трактористы воздерживались от неумеренного пьянства, препятствующего правильному земледелию и скотоводству.

Впрочем, изменение философии и психологии полицейских во многом уже произошло, ибо, как заявил Осипян, силу они применяют теперь только в "чрезвычайных обстоятельствах". Иначе - ни-ни! Правда, как выглядят на местности эти "чрезвычайные обстоятельства" и чем они отличаются от нечрезвычайных, начальник полиции разъяснить не смог. И чего пристали к Осипяну? - мы же не англичане какие-нибудь, чтобы жить по писаному.

Мы в области закона - исключительно на ощущениях! Показалось, например, что в Иджеване действия людей угрожают основам власти, и полиция без лишних раздумий применила такую силу, что защитник прав человека оценил действия правоохранителей как неадекватные. Показалось, что собравшиеся у офиса Фонда Сороса несколько десятков человек покушаются на самое святое, что у нас есть, государственность, - и к зданию тут же были стянуты сотни полных решимости полицейских. Показалось Осипяну, что блокирование судов - стихийная акция гордых граждан, и ни один полицейский даже пальцем не пошевелил, чтобы предотвратить антизаконные, антиконституционные действия.

А РАЗВЕ МЫ ВСЕ по телеканалам не наблюдали за тем, как на молодых людей наваливались полицейские и пытались поволочь их в участок? Парней тащили, а они все пытались понять - за что? Оказывается, за то, что на них были черные майки с эмблемой организации "Адеквад". А полицейских проинструктировали, что в таких майках могут ходить только антиреволюционеры и террористы. Одним словом, у полицейских, неожиданно для молодых людей, случились "чрезвычайные обстоятельства".

А на фоне событий в Иджеване разве не кажется, мягко говоря, странным полное бездействие полиции по отношению к активистам, перекрывшим дороги в Амулсаре? Хотя сакраментальная фраза "Они же дети!" Осипяном и не была произнесена, но конкретные действия (точнее, бездействие) полиции таковы, будто именно этой все извиняющей фразой она руководствуется. Между тем напомним, есть решение суда, обязывающее полицию разблокировать дороги в Амулсаре.

Касаясь этой проблемы, Осипян на пресс-конференции заявил буквально следующее: "Есть возбужденное уголовное дело, идет следствие, было решение суда о разблокировании дорог. Мы ждем заключения экспертов и, после того как эксперты озвучат свое заключение, мы примем решение". Представили? Хорошо представили? Вот и я о том же. Полиция у нас уже не исполняет решения суда, а сама выносит решения на основе заключений специалистов-экологов. Ну! Это ли не чудо гармонии!

"МЫ - ПОЛИЦИЯ ВСЕХ, я начальник полиции всех, даже преступников. Мы обязаны отреагировать на любой сигнал, от кого бы он ни поступал", - заявил Валерий Осипян. Интересно, от кого исходил сигнал, по которому некоторое время назад одетые в маски и гражданскую одежду оперативные сотрудники пытались перехватить машину, в которой ехали старший сын президента Кочаряна Седрак и собственник TV5 Армен Тавадян?

По этому поводу начальник полиции на пресс-конференции заявил следующее: "Это ничего не меняет. Для полиции не имеет значения, кто это, Седрак Кочарян или кто-то другой". То есть перед законом все равны? Если бы сей достойный сэр был начальником полиции Англии, то - никаких вопросов по тексту. Но отечественное равенство перед законом - вещь и впрямь достойная удивления.

Такие вот грустные дела. Интересно, а кто-то должен нести ответственность за сложившуюся ситуацию? Может, начальник полиции Валерий Осипян? Я понимаю: каждый божий день видеть премьера Пашиняна и получать от него приказы - это наказание, но больше все-таки кара небесная, а мы - про земную ответственность.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.