Для армянской общественности, начиная с 2005 года, одним из самых спорных вопросов остается проблема репатриации или нерепатриации ассимилировавшихся потомков армян в Турции, сегодня выделяемых в отдельный субэтнос — хемшилы. Самой большой проблемой здесь служит то, что для идентификации этнической принадлежности у армянского общества серьезным фактором является религиозная составляющая. Хемшилы в большинстве своем являются мусульманами. Поэтому в первую очередь ставится вопрос, «а армяне ли хемшилы?».
Отделение
Историки объясняют становление столь своеобразного этногенеза следующим образом: в VII веке арабские войска захватывали земли, некогда принадлежавшие Великой Армении. Большая часть покоренного населения отказалась от принятия Ислама, поэтому платила так называемую «джизью». Но некоторые спасались бегством. Количество таковых колеблется от 12000 до 20000. В итоге, они осели на территории Византийской Империи, организовав там свои города и селения. Своеобразные изменения в геополитике того района привели к тому, что эти бежавшие армяне стали абсолютно изолированными от основной массы своего этноса, о чем говорит сохранение архаичного диалекта армянского языка.
Но коренным моментом в их истории становится верообращение после завоевания их земель войсками Османской империи. Происходит это в XVI-XVII веках. С этого момента они фактически утрачивают статус армян в глазах армянского большинства, а так же воспринимаются турецкими властями как «потомки тюркоязычных народов». Согласно трудам историка Баграта Улубабяна, такие армяне не преследовались турками и «не были жертвами кровавых событий времен Первой мировой войны», что, в принципе, доказывает факт присутствия хемшилов в среде политической элиты Османской империи. Так, например, главным визирем в начале 50-х годов XIX века был потомок тех самых исламизированных армян — Дамат Мехмет Али-паша.
Сегодня численность амшенцев (хемшилов) составляет около пятисот тысяч. Большинство проживает в Турции и исповедует Ислам.
Армянские споры
«В частности, во внутриармянском дискурсе обсуждается вопрос, корректно ли понятие „армянин-мусульманин“?», — так формулирует ситуацию старший эксперт Армяноведческого центра НОФ «Нораванк» Рубен Мелконян. Действительно, сегодня, в уже более демократизированном обществе этот вопрос имеет различные ответы. Если раньше их практически совсем не считали армянами, то сегодня ситуация несколько меняется.
Продолжение ЗДЕСЬ


