Вполне логично, что «Газпром Армения» не сможет длительное время за счет внутренних ресурсов компенсировать урон, который несет за последнее время, особенно после 31 декабря 2018 года, когда цена на газ на границе  выросла на 15 долларов, но внутри страны осталась прежней.

Об этом в беседе с Tert.am сказал председатель Института энергетической безопасности Ваге Давтян, комментируя заявление вице-премьера РА Мгера Григоряна о том, что сдерживание подорожания газа за счет эффективности «Газпрома Армения» не может длиться долго.

Ваге Давтян отметил, что это, видимо, причина, по которой «Газпром Армения» вынуждена была пойти на довольно непопулярный шаг с сокращением персонала.

«Мы знаем, что в ближайшие 5 лет «Газпром Армения» собирается осуществить сокращения примерно 1000 сотрудников.  Это может быть вполне оправдано, учитывая то обстоятельство, что удельный вес окладов сотрудников «Газпром Армения» в тарифной структуре, действующей внутри страны, составляет около 20 долларов», - сказал он, отметив, что запланированные сокращения могут существенно изменить ситуацию, сохраняя финансовую и операционную стабильность компании.

«В то же время, я думаю, что могут быть поставлены под вопрос инвестиционная политика и программы компании, которые, как мы знаем, на ближайшие 3 года составляют около 32 млрд. драмов, около 20 млрд из которых будут направлены на расширение подземных запасов газа Абовяна, что напрямую вытекает из наших интересов в области энергетической безопасности.

Иначе говоря, складывается ситуация, когда, возможно, у компании есть внутренний ресурс для поддержания и сдерживания текущего тарифа, но когда данный вопрос перемещается в стратегическую сферу, область долгосрочной безопасности, то, мы наблюдаем явные серьезные проблемы с безопасностью», - сказал он,  отметив, что для того, чтобы разобраться в данном вопросе не поверхностно, необходимо вернуться к известным газовым соглашениям 2013 года, в которых четко указано, что «Газпром Армения» обязывается обеспечивать рентабельность в 9% ежегодно.

Ваге Давтян отметил, что это бизнес-модель, на основе которой строится бизнес компании, которую сложно обеспечить, учитывая, что за последние годы наблюдается негативную динамику потребления природного газа.

«На мой взгляд, сегодня, в ходе армяно-российских переговоров должен решаться не просто вопрос тарифа на газ, а возврат к контрактам, а также пересмотр бизнес-модели, на основе которой сегодня работает «Газпром Армения»», - сказал он.

Что касается переговоров с Ираном по газу, президент Института энергетической безопасности заявил, что эти переговоры носили и будут носить продолжительный характер, так как очевидно, что энергетические рынки находятся в стадии развития.

«Иран активно ищет иностранные рынки, что особенно заметно тогда, когда Иран находится под международными санкциями. Соответственно, диверсификация экспорта природного газа является вопросом безопасности для Ирана, и в этом смысле не случайно, что Иран выступает с  заявлениями о том, что готов увеличить объемы экспорта природного газа в Армению», - сказал он.

Несмотря на это, он отметил, что, изучая практику последних 20 лет, мы можем констатировать, что такие заявления Ирана не идут дальше дипломатической риторики, и мы не слышали от Ирана каких-либо четких коммерческих предложений.

«В то же время следует отметить, что Иран, который в настоящее время находится под международными санкциями может спустя некоторое время столкнуться с дефицитом  определенных видов товаров, а также проблемами продовольственной безопасности. Соответственно, заявление вице-премьера о том, что Армения может увеличить объемы природного газа, импортируемого из Ирана, расплачиваясь за него какими-то продуктами, реалистично, но чисто теоретически», - сказал он.

Ваге Давтян отметил, что такая практика была у нас в конце 1990-х и начале 2000-х годов, когда мы расплачивались за часть газа, импортируемого из Туркменистана текстильными товарами. «Однако сегодня, я глубоко убежден, что проблема заключается не в нашей платежеспособности, а том, что в Армении, на самом деле, нет необходимости в дополнительных объемах газа», - сказал он.

Ваге Давтян, вновь возвращаясь к соглашению 2013 года, отметил, что Армения также взяла на себя определенные объемы обязательств до 2048 года, и просто взять и отказаться от российского газа и заменить его иранским газом,  может привести к серьезным проблемам, включая серьезные проблему в правой сфере.

«Если в 2015-2016 годах мы импортировали около 2,2 миллиарда кубометров газа, то в в 2017-2018 гг. мы импортировали 2 миллиарда: наблюдается сокращение на 200 миллионов кубометров, и в этих условиях говорить о  дополнительных объемах, думаю, нереально», - сказал он.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.