Отношения между Россией и Грузией продолжают ухудшаться: вслед за скандалом на грузинском телеканале на горизонте замаячили новые санкции, которые, так или иначе, затронут Армению.
Руководитель фракции "Единая Россия", вице-спикер Госдумы Сергей Неверов 8 июля заявил, что Совет Госдумы обсудит вопрос введения запрета на импорт вина и воды из Грузии, а также денежных переводов в эту страну из России.
В тот же день спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин заявил журналистам, что Госдума предлагает правительству ввести предложенные ограничения.
Корреспондент Sputnik Армения побеседовал с экономистами о том, как сложившаяся ситуация может повлиять на Армению.
"Это плохая для нас новость. Любое негативное влияние на Грузию прямо или косвенно отражается и на Армении", - считает экономист Ваагн Хачатрян.
Выгода не в вине
Надеяться на то, что в случае прекращения поставок грузинского вина в Россию для армянских производителей откроются широкие перспективы, не стоит. По мнению Хачатряна, вряд ли винная продукция из Армении заменит в России грузинскую.
Специалисты отмечают, что грузинское вино занимает свою нишу на российском рынке, оно находится в другом сегменте, более дешевом.
"Я согласен с их утверждениями. Если даже российский рынок закроется для грузинских вин, то армянские занять это место не смогут", - убежден Хачатрян.
С ним согласен и экономист Сурен Парсян. Армения, по его мнению, не может заменить грузинские вина ни с точки зрения ассортимента, ни в плане объемов, и возникшая в 2008 году похожая ситуация в российско-грузинских отношениях это доказала.
"Человек, предпочитающий грузинское вино, не будет пить армянское, есть определенная вкусовая специфика. Эти вина находятся в разных сегментах и не конкурируют между собой", - пояснил Парсян.
Грузинские вина намного известнее в России, чем армянские, добавил экономист.
Более того, вина армянского производства из-за себестоимости не могут конкурировать не только с грузинской, но даже с молдавской и украинской продукции.
Вода – другое дело
Что касается воды, то здесь ситуация иная. По мнению Парсяна, Армения могла бы экспортировать минеральную воду на российский рынок в более крупном объеме. Хотя и в этом случае нужно помнить: некоторые грузинские марки хорошо известны в России и легкой "замены" не будет.
"Некоторые группы потребителей предпочитают именно грузинские марки. То есть, если не будет "Боржоми", это не значит, что все начнут пить "Джермук" или "Бжни", - пояснил Парсян.
В свою очередь Хачатрян также считает, что армянские производители могут воспользоваться ситуацией в случае запрета на импорт минеральной и столовой воды.
В целом же, по словам экономиста, основное значение возможного решения российских властей заключается не в экономическом эффекте. В конце концов, Грузия экспортирует в Россию около 35-40 миллионов бутылок вина ежегодно (по цене 1-1,5 доллара за бутылку), и это не так много.
"То есть речь идет о сумме где-то в 70 миллионов долларов. Что касается воды, экспортируемой Грузией в Россию, то сумма тут еще меньше", – пояснил Хачатрян.
На его взгляд, намного важнее сам факт разрыва экономических связей между двумя странами.
Денежные переводы
Более всего Хачатрян обеспокоен тем, что последует за возможной блокировкой денежных переводов. Некоторые силы в Грузии пытаются добиться дальнейшего обострения отношений, что может привести к продолжению введения взаимных санкций.
Грузинская сторона может ужесточить проверки на границе, отменить безвизовый режим для граждан России, что, скорее всего, отразится и на гражданах других стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
"Если какие-то санкции применяют против России, то это опосредованно влияет и на Армению, как на члена ЕАЭС. Мы должны постараться повлиять (в положительном смысле) на обе стороны для урегулирования проблемы", - считает Хачатрян.
Армянским дипломатам, по его мнению, нужно приложить все усилия для примирения России и Грузии.
В свою очередь Парсян считает, что до трансфертов дело не дойдет. Российские компании осуществили серьезные вложения в Грузии, поэтому запрет на переводы ударит и по ним. Более того, в некоторых случаях очень легко обойти этот запрет, например, с помощью электронных переводов.
Экономист считает, что, с одной стороны, армянской стороне нужно воспользоваться возможностями, которые открываются на фоне ситуации в российско-грузинских отношениях. Для этого экономический блок правительства должен выработать программы экспорта в Россию и направить армянские компании туда, где возникнет дефицит.
С другой стороны, намного важнее предотвратить возникновение проблем во время транзита армянских товаров через Грузию в Россию.
"Мы не заинтересованы в том, чтобы политические и экономические отношения настолько ухудшились, чтобы возникли проблемы на границе. Мир и стабильность в этом направлении для нас важнее, чем любой рост экспорта", - отметил Парсян.
Напомним, 21 июня на фоне антироссийских протестов в столице Грузии президент России Владимир Путин подписал указ о запрете на прямое авиасообщение с этой страной с 8 июля.