Свернув с проспекта Туманяна на улицу Московян в Ереване, автор едва не совершил нечто непристойное и постыдное. Сдержался. Между тем, нет никакой уверенности в том, что искус не повторится.
Дело было ранним утром, где-то в районе шести часов по местному времени, когда (когда-то так писали в газетах) ничто, кроме шороха метлы и шума поливальных машин, не нарушало тишины и покоя.
Ничто не нарушало тишины и покоя и в то утро. Потому что ни дворников, ни поливальных машин не было. Были невыметенные мостовые, тротуары с грязевыми подтеками многомесячной давности, неухоженные скверы и бульвары, неподстриженные деревья, бьющие ветками прямо в физиономию, выжженные солнцем газоны, паутина проводов над головой, клубящиеся обрывки бумаг под ногами, стаи бродячих собак с переменным настроением на смышленых мордах.
Кое-где, большей частью под окнами и парадными дверьми присутственных мест, лениво водили вениками безучастные женщины, сметавшие мусор из пункта "А" в пункт "Б". Из стоявших где и как попало кривоногих баков омерзительным натюрмортом выглядывали отходы жизнедеятельности горожан. Пахло соответственно.
Так вот, совершая ежедневную утреннюю пробежку по родному городу, автору захотелось сплюнуть. Никогда прежде ничего такого он себе не позволял, и вдруг на тебе!
Почему не позволял прежде? Потому что было чисто, убрано, ухожено. Как нынче на крошечном отрезке проспекта Саят-Новы, перед офисом партии "Гражданский договор". Там все, как в стародавней песенке на слова Алексея Плещеева:
"Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит".
Правда, на газонах прямо напротив офиса все та же засуха.
Хотим превратить Ереван в туристическую столицу мира? Но прежде чем зайти в идеально чистую и пока не слишком дорогую таверну (а также в ресторан или кафе), гость идет по городу, подавляя в себе то же желание, что и автор при утренней пробежке.
…Стихийная мусорная свалка на улице Калькутты. Над ней плакатик: "Выбросил мусор — не забудь хрюкнуть!".
Останавливается машина, кто-то вытаскивает из багажника здоровенный мешок с мусором, бросает и собирается уезжать.
Идущий мимо гражданин укоризненно говорит: "Ты что, читать не умеешь?".
"А я хрюкнул", - звучит ему в ответ.
Хотим, чтобы вокруг было чисто, нужно убирать, другого способа не придумано. Легко сказать? Да. Но и сделать можно. Как? Отсюда подробнее.
Из официальной хроники: заседание правительства Армении. В должности ректора Ереванского государственного института театра и кино утверждается Лилит Арзуманян. Напутственное слово премьер-министра Пашиняна не о том, чтобы учиться, учиться и еще раз учиться, не о том, чтобы восстановить славное прошлое и развивать театр, а также кино, не о Параджанове в кино и Аджемяне в театре, нет…
"Несколько месяцев назад я лично своими руками убирал территорию вокруг вуза и, надеюсь, вы будете следить за чистотой", - сказал Пашинян.
Правильно сказал, по делу попросил. Значит, достало уже и премьера.
"Если пять минут в день я буду помогать Земле, душа моя станет чище, а руки всегда можно вымыть", - говорил один острослов.
Пяти минут в нашем случае, увы, не хватит. Но можем же убирать перед своим порогом и не сорить у чужого? Смотришь иной раз на нашего гордого гражданина – выглядит, как царь горы. Но гора-то из мусора…
Вот собралось в Ереван на летние каникулы целое созвездие наших любимцев из Москвы: Гарик Мартиросян, Миша Галустян, Тигран Кеосаян, Яна Егорян и еще, и еще, и еще. Они нас любят, а мы любим их. Но целоваться-обниматься в пыли, в грязи?.. Им это надо? А нам?
Кто живет в Ереване давно, тот не даст соврать: и днем, и ночью город был хорош, если не сказать, прекрасен. В любое время суток. Ереванцы тоже. Ощущение такое, будто город поет. Такая была у столицы Армении химия, такой состав крови. От чего? Помимо всего прочего, еще и от чистоты.