Одной из тем, обсуждаемых в течение многих недель и даже месяцев во внутриполитической жизни Армении, стало словесное разжигание ненависти. В борьбе политических сил в жизни независимой Армении ненавистнические высказывания в качестве «атрибута» присутствовали всегда. На разных этапах, при одном президенте чуть меньше, при другом президенте чуть больше, неважно, наличие этого явления никто не может отрицать.
Справедливости ради надо сказать, что доля ненавистнических высказываний в адрес властей экс-президента Сержа Саргсяна было неописуемо большой, начиная с самого начала его правления. В последние 10 лет силы политической оппозиции не особо и обременяли себя сдержанностью в своих речах и зачастую переступали черту корректности. В этом плане терпеливость и сдержанность бывших властей в отношении жесткой критики можно считать рекордной.
Сегодня некоторые из оппозиционеров власти сами стали властью. Защитники из соцсетей, выступавшие в свое время в интернете с самыми низкопробными эпитетами в адрес нынешних властей, и сегодня не остаются без дела, знают, кого защищать. Теперь – действующие власти.
Какие-то молодые активисты грозятся с площади Свободы президенту Арцаха Бако Саакяну и остаются безнаказанными, а другой молодой активист оскорбляет предводителя Арцахской епархии архиепископа Паргева…
И нет предела, красных линий: говорят и пишут все, что заблагорассудится, «наслаждаясь» свободой виртуального пространства, в соответствии со своим уровнем и полученным образованием. Цель, возможно, известна им самим: молодые активисты выполняют указания своего непосредственного лидера (у которого есть свой руководитель, у которого, в свою очередь, свой руководитель), чтобы выслужиться перед ним, заработать его улыбку, похлопывание по плечу или похвальную фразу «молодчина». А цель уже не существенна.
Самое главное, что в виртуальной будничности люди даже не осознают, что переступили все допустимые пределы и перешагнули через красную черту. И хуже всего то, что обратного пути, возможно, не осталось, потому что, по крайней мере, на данный момент не видно, что власти, которые по Конституции обязаны обеспечивать верховенство закона, пытаются исправить ситуацию. И слово ненависти порождает новое слово ненависти. Это, по большому счету, препятствует становлению государства. Стремление иметь неподкупных судей менее важно, чем преднамеренное игнорирование ежедневно изливаемого потока яда. Это будет иметь последствия, слишком плохие последствия. Судьи, прошедшие веттинг, не спасут, если политические силы вместе с армией своих сторонников сами не установят пределы собственного внутреннего «веттинга».
Если это четкая политика, взятая на вооружение властями с конкретными целями, то власти должны также осознавать, что рано или поздно сознательное общество даст оценку этой атмосфере и выявит прикрываемые ими тайные цели, поскольку граждане сумеют выкристаллизовать из неважного – важное, из политических целей и программ – более важные цели, на пути к перспективам развития Армении и сохранения государственности.
Справедливости ради стоит также упомянуть, что различные оппозиционные к действующим властям группы, вероятно, вдохновленные год назад сменой власти также и с помощью силы Фейсбука, и, возможно, воодушевленные не только этим, самозабвенно увлеченные подсчетом «лайков» в Фейсбуке, отвечают на ненавистнические высказывания ответной долей ненависти, не замечая, что перевели политическую борьбу на более низкий уровень, часто доводя свою борьбу до несерьезного и абсурдного уровня. Если год назад общество, недовольное предыдущими властями, смогло изменить ситуацию в Армении, из этого само по себе не следует, что нынешнее недовольное властями общество в будущем будет автоматически следовать за людьми, которые сравняли политическую борьбу с землей.
И потом, армии сторонников «заинтересованных» политических сил и деятелей не помешало бы подумать также о том, что их «лидеры» в один прекрасный день могут, так сказать, легко и спокойно примириться, и они внизу останутся перешагнувшими за красную черту, во всех отношениях.