В последнее время все чаще бросается в глаза алогичность поведения и высказываний, которые допускают американцы в отношении Ирана. Абсурд сложившейся ситуации очевиден: в лагере по ту сторону Атлантического океана попросту не знают, как поступать дальше. Ведь уже понятно, что Иран не сдастся и не сломается, даже если санкции станут еще жестче (хотя на самом деле куда уж дальше). Фактически, американцы сами себя загнали в тупик, из которого есть два выхода – либо открытое военное столкновение, либо уступки хоть в чем-то…

Трамп смягчает риторику и предрекает Ирану быть "великой страной с нынешним руководством"

На открытое военное столкновение с Тегераном Вашингтон вряд ли пойдет. Слишком уж непредсказуемы могут оказаться последствия как для всего ближневосточного региона, так и по отдельности для ближайших американских союзников – тех же саудитов и израильтян.

Да и шутить с миллионной армией Ирана эксперты не советуют даже американцам с их высокотехнологичными войсками. Хотя бы потому, что Тегеран в последние годы уделял повышенное внимание своим баллистическим разработкам – во всяком случае тот же Ормузский пролив иранцы действительно в случае чего смогут перекрыть.

Кроме того, жесткая властная вертикаль, которая существует в Иране, позволяет руководству страны контролировать внутриполитическую ситуацию. То есть надеяться, что в случае открытого военного столкновения в стране могла бы образоваться пятая колона, на которую могли бы опереться американцы, не приходится. В этом Вашингтон убедился на собственном опыте, когда в условиях жесточайших финансово-экономических санкций Тегеран смог удержать в руках узды правления всей страной.

Не было зафиксировано сколь-нибудь существенных элементов народного недовольства (только чуть-чуть в самом начале). И Вашингтону пришлось отказаться от первичной идеи разжечь очередную цветную революцию. Не зря в последнее время и американский президент Дональд Трамп, и руководитель Госдепа Майк Помпео все чаще и неоднократно высказываются касательно того, что они вовсе не преследуют цели сменить руководство страны, с которой на политической арене, как говорится, "на ножах".

Сейчас риторика по ту сторону Атлантики иная – Соединенные Штаты пытаются сделать так, чтобы Иран "изменил свое поведение в регионе"… А так, оказывается, Трамп с уважением относится к руководству страны – идеологического и политического противника.

"У Ирана есть огромный экономический потенциал. Я знаю много людей из Ирана. Это отличные люди, и у них есть шанс быть великой страной с нынешним руководством", - сказал на днях Трамп, выступая в Японии.

Если бы США завязла в четырех войнах, то было бы очевидно – без Болтона не обошлось

Однако при всем при этом следует помнить одно: в Соединенных Штатах действительно нет единого мнения касательно того, что делать дальше с Ираном. Очевидно, что есть определенные силы, для которых более чем желательно дальнейшее обострение отношений Тегерана и Вашингтона. И эти силы отныне олицетворяет советник американского президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Человек, который, видимо, в своей дипломатической деятельности придерживается весьма жестких, воинствующих позиций во всем, что касается Ирана.

Во всяком случае именно ему приписывается американский сценарий, который в какой-то момент стал разворачиваться в регионе, когда в Персидский залив была направлена армада во главе с авианосцем "Авраам Линкольн". Да и нынешнее внутриполитическое противостояние в Америке, когда часть истеблишмента требует наращивания военного присутствия американцев на Ближнем Востоке, тоже приписывается ему. Во всяком случае, когда в какой-то момент в Белом Доме заговорили о том, что Соединенные Штаты намереваются отправить в неспокойный регион 120-тысячную военную группировку, было очевидно – без Болтона не обошлось.

Правда, потом Трамп, видимо, понял, в какую копеечку влетит подобная переброска войск (тратить деньги он не любит, предпочитает их зарабатывать). Видимо, исходя именно из этих меркантильных соображений, был отклонен и следующий проект, согласно которому Соединенные Штаты посылают в Сирию и Ирак пять плюс десять тысяч солдат. Трамп в очередной раз предпочел обойтись "малой кровью" — на днях отправили в Ирак всего лишь полторы тысячи солдат.

Как бы то ни было, факт остается фактом – Болтон является ярым сторонником максимально жесткого противостояния любым действиям, на которые может рискнуть и решиться Иран. Вплоть до открытого военного столкновения. И это не бравада, а открытое сопротивление курсу, которого придерживается действующий американский президент.

"Если бы дело было за Джоном, мы бы участвовали в четырех войнах", - цитирует американского президента некий анонимный источник, на который ссылается авторитетная газета New York Times.

Маразм крепчал, даже если мины действительно иранского производства, а дипломаты "почти наверняка уверены"

Словом, Трамп недоволен Болтоном, однако с должности не снимает. А это может означать только одно: в Америке действительно существуют весьма влиятельные политические силы, готовые на все, лишь бы не допустить политической деэскалации в отношениях США и Ирана. Кто это может быть конкретно, пока еще можно лишь догадываться, однако очевидно, что без арабского (скорее всего саудитского) и израильского лобби не обошлось.

Слишком уж вызывающе поступает Болтон в ситуациях, когда можно и нужно обосновать необходимость жесткого подхода к Ирану. Пример тому – недавняя ситуация с четырьмя танкерами, которые у берегов Объединенных Арабских Эмиратов повредили неизвестные злоумышленники. И в сложившейся ситуации иначе как маразмом и не назвать высказывание советника президента США по национальной безопасности: "…Атаки на суда были почти наверняка совершены с помощью морских мин из Ирана".

Ну, говорить о том, что и в политике, и в словарном запасе дипломата нет места таким терминам, как "почти наверняка", не приходится. Однако Болтона это совершенно не смущает. Свою "почти уверенность" в том, что взрывы – это дело рук иранцев, он объясняет тем, что мины, видите ли, были иранского производства. И на основании этого делает заключение: "Важно ясно давать понять Ирану и его сообщникам, что подобные их агрессивные действия могут спровоцировать очень мощную ответную реакцию со стороны США".

То есть чуть ли не требует начала открытого военного столкновения со ссылкой на производство мин, которые запросто можно купить на рынке (регион-то сплошь в военной обстановке) и действительно спровоцировать в заливе войну. И сделать это может кто угодно, в том числе спецслужбы любого из тех государств, для которых открытое военное столкновение между Ираном и США на руку…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.