Автомагистраль "Север-Юг" может стать ключевым звеном в коридоре Персидский залив – Черное море, и сделать Армению частью глобального проекта "Новый шелковый путь". При этом Ереван должен проявить активность и постараться втянуться в эту большую транспортную систему.
Эксперт по вопросам Ирана Вардан Восканян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что многое сегодня зависит от Армении и ее последовательности в реализации проектов с Китаем.
Накануне глава МИД КНР Ван И на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Ереване отметил, что Китай заинтересован в участии в строительстве автотрассы "Север-Юг". Она важна в контексте проекта "Один пояс, один путь", а также региональной стабильности и безопасности.
"Автомагистраль "Север-Юг" имеет для Армении не только экономическое значение. Такие проекты могут стать альтернативой и вывести Армению из транспортной блокады, а также ослабить логистическую роль Баку и Анкары в регионе", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik АрменияВосканян.
Он уверен, что автомагистраль может стать одним из компонентов нового "шелкового пути". При этом многое зависит от Еревана, важно не прозевать шанс и воспользоваться выделенными на концепцию паневразийской транспортной системы деньги для завершения строительства автомагистрали "Север-Юг". Как известно, вся загвоздка запуска стратегического для Еревана пути, заключается в отсутствии финансирования.
В этом вопросе на стороне Армении и Иран, который сегодня особенно заинтересован в запуске "Север-Юга". Тегеран понимает, что Ереван надежный и безопасный партнер, на которого можно положится, чего не скажешь о Баку, с которым отношения складываются "скачкообразно".
"В Армении нет проблем с безопасностью, Тегерану выгоднее и спокойнее пускать свои грузы через Ереван. Маршруты через Азербайджан и Турцию периодически создают для Ирана проблемы", - сказал Восканян.
В запуске маршрута через Армению заинтересован и Китай, который понимает, что в регионе Южного Кавказа, когда у стран нет единой позиции по разным вопросам, важно налаживать с каждой из них свои контакты.
Эксперт считает, что любое крупное государство хочет иметь альтернативу, чтобы не находиться в односторонней зависимости. В этом плане Армения — отличная альтернатива азербайджанскому и турецкому направлениям.
Восканян уверен, что в таком случае и Тбилиси может найти себе альтернативу в Ереване турецкому и азербайджанскому путям.
Что касается проекта века "Баку-Тбилиси-Карс", Восканян отметил, что он не может стать препятствием армянскому направлению, так как речь идет о двух разных логистических маршрутах.
"Не стоит забывать, что это чисто политический маршрут, созданный для блокады Армении", — пояснил он.
А логистика?
Теоретически Армения может стать частью Нового шелкового пути по двум наиболее оптимальным маршрутам. Оба они мультимодальные, однако с разницей в привлечении стран.
Директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что первый маршрут может связать Китай и Армению через Казахстан, Туркменистан, Иран, а из Еревана в другие страны.
Второй – который, до санкций в отношении Ирана действовал – из Китая в порт Бендер-Аббас, оттуда, через Ереван по автомагистрали "Север-Юг" в порт "Поти".
"Например, из Китая в порт Бендер-Аббас мы можем привезти товар контейнерами за 18 дней. Между портами Бендер-Аббас и Поти около 3 тысяч километров, которые при хорошей логистике можно пройти в кратчайшие сроки (от двух до трех дней)", — сказал Аракелян.
Он также подчеркнул, что "Север-Юг" — стратегический для Еревана маршрут, который может заинтересовать не только Иран, Грузию, но и Ирак, Афганистан, Турменистан и т.д.
Единственная загвоздка – обеспечить полную загрузку после строительства.
А что Тбилиси?
Бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе уверен, что маршрут действительно заинтересует грузинские власти.
"Если это рентабельно, то еще одна дорога Грузии не помешает. Это оживит ситуацию, позволит стимулировать новый турпоток, а также экспорт и импорт, учитывая их катастрофический дефицит", — сказал Мамрадзе.
Он отметил, что все это внесет свой вклад в укрепление грузинской экономики.
Ранее в беседе с корреспондентом Sputnik Армения директор крупнейшей в Армении транспортно-экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян выразил скепсис в отношении автомагистрали "Север-ЮГ".
В частности, он считает, что Армения могла бы воспользоваться уже существующим в Грузии путем и соединить автомагистраль "Север-Юг" с КПП "Баграташен", а не с КПП "Бавра".
Агаджанян считает путь к КПП "Бавра" проигрышным: участок расположен на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, и поэтому в зимний период возникают проблемы с движением транспорта, тогда как КПП "Баграташен" находится на высоте 450 метров над уровнем моря, поэтому работает бесперебойно.
Путь от КПП "Бавра" дальше пролегает через село Хуло и абсолютно не подходит для запуска грузопотока. Учитывая еще планы грузинских властей по части туризма, маршрут Бендер-Аббас-Батуми вряд ли привлечет грузы из Ирана в Грузию и наоборот.
"Север-Юг" – это один из самых масштабных проектов в истории независимой Армении. Дорога сократит расстояние от иранской до грузинской границы с 550 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана.