«Кандидатура представителя Беларуси Станислава Зася выдвинута на пост генерального секретаря ОДКБ, в случае подтверждения которой он приступит к исполнению обязанностей генерального секретаря ОДКБ с 1 января 2020 года.
Таким образом, будет решен вопрос с генеральным секретарем ОДКБ, который был открыт после бархатной революции в Армении, когда было возобновлено уголовное дело о событиях 1 марта против назначенного по квоте Армении на этот пост Юрия Хачатурова, и Армения отозвала своего представителя.
После этого должность генерального секретаря ОДКБ осталась вакантной, и возник известный всем процесс, который представлял собой конфронтацию между Арменией и другими членами ОДКБ или как минимум тремя ведущими членами организации- Беларусью, Россией и Казахстаном.
Конечно, у этого противостояния были и другие векторы также: Беларусь-Россия, Беларусь, Казахстан против России.
Однако вопрос, поставленный на столе, оказался гораздо проще - сохраняет ли Армения квоту генерального секретаря ОДКБ и назначает нового представителя от Армении, или квота переходит к Беларуси? Беларусь и Казахстан явно шли ко второму варианту. Россия играла более широко и относительно. Армения настаивала на сохранении квоты.
Дело дошло до того, что Беларусь представила кандидатуру Станислава Зася, как говорится, отдельным шагом, который был принят всеми столицами, Зась объехал все столицы в конце прошлого года и получил одобрение, однако Ереван не принял его.
В то же время Никол Пашинян неоднократно заявлял, что для Армении глубинной проблемой является вовсе не квота Генерального секретаря ОДКБ, а то, какая система взаимоотношений будет действовать в формальном военно-политическом блоке, который в неформальном смысле абсолютно не является таковым, по крайней мере, с точки зрения позиций членов блока к Армении.
Более того, Беларусь именно за это время продала ракеты дальнего радиуса действия «Полонез» Азербайджану.
Таким образом, вопрос генсека ОДКБ, похоже, решается, но остается вопрос, решается ли вопрос порядочности военно-политического альянса ОДКБ.
В Армении много размышляют над тем: является ли это победой для Армении или поражением.
С одной стороны, это победа, потому что Ереван не позволил Астане и Минску назначить Зася досрочно, с другой стороны – не был назначен и новый представитель Армении и, фактически, выиграла Москву, поскольку полномочия исполняющего обязанности заместителя генерального секретаря были возложены на Семерикова.
С другой стороны, в конце концов, что выиграла Россия пребыванием ее представителя на этом посту в течение пару месяцев, или вообще кто и что на практике выигрывает в глубинном смысле?
К примеру, какая принципиальная разница была для Армении, когда Хачатуров пребывал в этой должности? Никакой разницы по сравнению с временами Бордюжи.
Потому что проблема, несомненно, гораздо глубже, и политика ОДКБ - это сумма политики государств-членов организации, а не функциональной работы Генерального секретаря ОДКБ.
Причем, независимо от того, победила Армения или нет, это может быть выражено только в форме политического поведения ОДКБ, в том случае, когда военно-политический блок должен продемонстрировать свою политическую поддержку важным вопросам безопасности для Армении.
С этой точки зрения, у Армении до сих пор нет ни победы, ни поражения. Это длительный процесс, который Армения подняла после бархатной революции, в котором, пока очевидно противодействие остальных членов ОДКБ, а не Генерального секретаря в вопросе иного политического курса и поведения.
Для Армении очень важно сохранить позиции и принципиальные вопросы.
В то же время вопрос ОДКБ в этом контексте приобретает ключевой смысл на фоне недавних внутриполитических событий в Армении, более широкую анатомию которых представил премьер-министр Пашинян в своем выступлении, намекая на риски «заговора войны» или, по крайней мере, на стремления, которые, по его словам, могут иметь определенные группы бывших властей», - пишет газета.