Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin & Co 25-летие Соглашения о бессрочном прекращении огня в нагорно-карабахском конфликте, которое вступило в силу 12 мая 1994 года.

«По словам Владимира Казимирова (первый сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России – ред.), авторитетного дипломата, это событие стало «днем надежд для исстрадавшихся народов Азербайджана и Армении, для всего Закавказья». К сожалению, этим надеждам за два с половиной десятилетия не суждено было реализоваться. Достигнутое с огромным трудом перемирие не переросло в устойчивый мир. Конфликтующие стороны при помощи посредников так и не смогли выработать компромиссных формул урегулирования, а вооруженные инциденты на «линии соприкосновения» свидетельствуют о хрупкости режима прекращения огня. Никакой гарантии от «разморозки» многолетнего противостояния нет», - пишет эксперт. 

Однако, по словам политолога, майское соглашение 1994 года по-прежнему актуально. 

«К нему апеллируют все страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Редкий момент, когда позиции США, России и Франции (как своеобразного полпреда ЕС в этом «триумвирате») не противоречат друг другу. Другой вопрос, как перейти от деклараций к делу, то есть содержательному обсуждению условий мирного урегулирования», - говорит он. 

Маркедонов отметил, что с момента вступления Соглашения в силу было предложено множество различных проектов по выходу из карабахского тупика, начиная с «пакетного» и «поэтапного» планов и заканчивая проектами «общего государства» и «обмена территориями». 

«Но по факту именно тот самый майский документ, подписанный при решающей роли российской дипломатии, остается единственным реальным достижением мирного процесса. Данный тезис требует особого пояснения в текущих условиях. На фоне непрекращающейся конфронтации между Россией и Западом немало американских и европейских экспертов (среди которых и отставные дипломаты) скептически оценивают миротворческий потенциал РФ», - утверждает он. 

В этой связи эксперт напомнил о том, что установка на прекращение огня была (и в новых условиях) остается последовательной позицией России на нагорно-карабахском направлении, какие бы двусмысленности ни отличали ее подходы в Крыму, Донбассе или в Абхазии. 

«Более того, никакой другой посредник не добивался реального перемирия или приостановки военных действий, хотя на ниве урегулирования отметились и Иран, и Казахстан, и Киргизия, и Минская группа в целом, и отдельные ее сопредседатели в лице США и Франции. 5 апреля 2016 года именно в Москве начальники генштабов Армении и Азербайджана согласились на перемирие после самой масштабной военной эскалации за прошедшие четверть века. И в отличие от других постсоветских конфликтов по Карабаху к мнению РФ готовы прислушиваться, как обе конфликтующие стороны, так и западные партнеры Кремля», - резюмирует Маркедонов.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

 Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.