т всех участников ядерной сделки, в первую очередь европейцев — Британию, Францию, Германию. Хотя другие участники данного соглашения – Россия и Китай – тоже не в восторге. Во всяком случае в Москве, во время встречи министров иностранных дел России и Ирана, тема временного отказа иранцев от некоторых пунктов СВПД была чуть ли не превалирующей (конечно, после проблем с сирийским урегулированием).

США грозят европейцам санкциями, а Иран – выходом из ядерного соглашения

Тегеран дал другим участникам "ядерной сделки" (речь в первую очередь идет о европейцах) шестьдесят дней на то, чтобы определиться – готовы ли они выполнять условия. Согласно этим условиям, Иран, отказавшись от процессов обогащения и продажи другим государствам урана и тяжелой воды, должен был получить, конкретные преференции. Касались эти преференции экономики, банковских структур и финансов, торговли и так далее. Однако страх перед вторичными санкциями, которыми грозит заокеанский союзник, настолько велик, что европейцы просто не рискуют выполнять свои обязательства, закрепленные в СВПД.

Более того, те из европейских стран, которые закупали иранскую нефть, чуть ли не первыми отказались от поставок, как только Вашингтон пригрозил вторичными санкциями и в этой сфере. А ведь тема иранской нефти грозит стать главным фактором в геополитической трагедии, которая разворачивается во взаимоотношениях Ирана и США.

Понятно, что для Ирана потеря (как говорят сами американцы, "обнуление") объемов нефтяных продаж на международном рынке энергоносителей – смерти подобно. На фоне жесточайших санкций, которые ввели США, потеря доходов от нефти может ударить очень сильно уже не просто по экономике, но и по "социалке".

Именно этого, собственно, Вашингтон и добивается, хотя чиновники из Белого Дома не устают твердить, что их цель – вовсе не свержение нынешних иранских властей. Образно говоря, лгут как сивый мерин, поскольку стремление использовать в отношении Тегерана технологию цветных революций очевидно.

То ли играют на нервах, то ли берут на испуг, то ли действительно откопали топор войны

Другое дело, что Иран готов давать серьезный отпор и на подмостках глобальной политики, и в конкретных взрывоопасных точках, которых по всему миру — воз и маленькая тележка, начиная от Сирии, заканчивая Ираком, Йеменом, Ливией (Северная Африка), вплоть до Венесуэлы (Латинская Америка).

И одними лишь угрозами, скажем, перекрыть Ормузский пролив, Тегеран вряд ли ограничится. Ведь у иранцев в руках есть гораздо более эффективный инструмент – тот самый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе.

Европейцы этого договора боятся, как черт ладана. Однако еще больше боятся своих американских союзников. Не смогли даже обеспечить альтернативный банковско-финансовый механизм INSTEX, позволяющий европейскому бизнесу в обход санкций торговать с иранскими коллегами.

Американцев подобная ситуация более чем устраивает, поскольку в Вашингтоне действительно намерены приложить максимум усилий и прижать Тегеран до упора, кажется, действительно вплоть до прямого военного противостояния. Или же испытывают иранцев, отправляя в Персидский залив мощную морскую армаду, подкрепленную авианосцем и бомбардировщиками В-52.

Фактически получилось так, что каждая из сторон берет своего противника на страх. Сперва Вашингтон прессанул иранцев нефтяным "обнулением". В ответ на это Тегеран вспомнил об Ормузском проливе, через который на рынок поступает арабская нефть. Американцы пригрозили своими кораблями. Иранцы отреагировали тем, что упомянули о своих ракетных комплексах, способных достигнуть американских кораблей с берега (ведь горлышко-то пролива – пятьдесят километров в ширину). Соединенные Штаты в ответ отправили туда авианосец с бомбардировщиками (в пути), а Иран в ответ выставил ультиматум европейцам касательно "ядерного" соглашения.

Европейцам придется поднапрячься – проблема требует прорывного решения, а то…

Пока еще неизвестно, что в ответ предпримут американцы, однако уже известно, что европейцы будут проводить совместные консультации с Россией и Китаем. Как сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров после встречи со своим иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом, пока еще встречи на уровне глав внешнеполитических ведомств не потребуется.

Однако хотелось бы надеться, что европейцы свои обязательства в рамках иранской ядерной сделки все-таки выполнят. Москва и Тегеран подтвердили свою приверженность СВПД и соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, отметил Лавров. Более того, еще и договорились работать со всеми участниками сделки, чтобы те "неукоснительно выполняли взятые на себя обязательства, как они, собственно говоря, обязались это сделать в ходе двух встреч министров иностранных дел европейской "тройки", РФ и Китая".

"Эти встречи состоялись в июле и сентябре прошлого года… Были взяты конкретные обязательства. РФ привержена их полному выполнению. Рассчитываем, что и наши коллеги, прежде всего, европейцы, которые вызвались найти решение проблемы, созданной американцами, свои обещания выполнят" - сказал Лавров.

Так что, сейчас мяч на поле европейцев, которым на раздумье дано шестьдесят дней. Если в течение этого времени каких-то прорывных решений не будет найдено, то Иран, видимо, посчитает себя вправе окончательно отказаться от "ядерного" соглашения. И тут вспоминается, что еще тогда, когда США в одностороннем порядке вышли из СВПД, Иран намекнул, что, по большому счету, может создать ядерное оружие буквально за год – полтора…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.