КРЕПОСТЬ В РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКАХ УПОМИНАЛАСЬ ЕЩЕ С 1800 г. В середине IX в. ишхан Сагл Смбатян разгромил здесь грозное арабское войско. В период раннего средневековья крепость называлась Шикакар. В начале XVIII в. крепость находилась в эпицентре освободительной борьбы армянского народа против персов и турок. В 1805 г. главнокомандующий русской армией на Кавказе генерал Павел Цицианов в донесении императору Александру I писал: "Шуша с одной стороны окружена высокой каменной стеной, с другой – укреплена естественным расположением высоких вертикальных скал, против которых во время осады бессильна любая военная стратегия".
Царский генерал - военный историограф Василий Потто писал об осаде крепости на протяжении долгого времени 40-тысячным войском персидского престолонаследника Аббаса-Мирзы: "Взять эту крепость открытою силою почти не представлялось возможности… Шуша была доступна только с одной, северо-восточной стороны, от Елисаветполя, да и этот единственный путь, поднимаясь в гору, был так извилист, крут и загроможден скалами и обрывами, что 2 пушки, поставленные на дороге, и рассыпная рота стрелков могли остановить целую армию".
Весной 1992 г. противник продолжал накапливать в Шуши огромное количество тяжелой техники, в том числе ракетно-артиллерийские установки типа "Град". Там же находились более 2500 солдат и офицеров. Освобождение Шуши было необходимостью: с ноября 1991 г. до начала мая 1992 г. Степанакерт 11 раз подвергся обстрелам из Шуши, Джангасана и Кесаллара. В результате погибли 111, были ранены 168 мирных жителей, разрушены сотни жилых и административных зданий.
В книге Сенора Асратяна "Карабахская война" есть такой эпизод: "7 мая 1992 г. азербайджанская пехота и бронетехника, а также 3 боевых вертолета МИ-24 предприняли штурм оборонительных позиций на юго-востоке Степанакерта. Одновременно в тот же день с высот Шуши и Джангасана по городу было выпущено около 200 ракет из установки "Град" и несколько десятков снарядов других типов. В результате погибли 2 и получили ранение 4 человека. Вследствие ракетного обстрела вспыхнул пожар на железнодорожном вокзале и в ряде жилых домов города".
Оперативный план освобождения Шуши был разработан под началом командующего силами самообороны Аркадия Тер-Тадевосяна, при участии его заместителя Самвела Бабаяна, председателя комитета самообороны Сержа Саргсяна, Рафаэла Гзогяна, Леонида Мартиросова, а также командиров будущих направлений атаки - Валерия Читчяна, Аркадия Карапетяна, Сейрана Оганяна. В конце апреля 1992 г. были окончательно уточнены задачи всех направлений наступления. Детали этой уникальной операции подробно описаны в книге Овика Вардумяна "Освобождение Шуши", в книге Самвела Бабаяна "Победы - как они были", а также во многих других книгах, статьях и брошюрах.
Около 4 часов утра с 8 н последние азербайджанские солдаты покинули Шуши. 9 мая 1992 г. в 6 часов утра армянские подразделения вошли в город. До этого было несколько имитаций попытки захвата: 24 и 29 апреля, 4 мая.
Как это было
В своей книге Асратян рассказал о том, как армянские подразделения сломили сопротивление противника на высотах Джангасан и Кесаллар, захватив у врага большое количество оружия, включая установку "Град" и боеприпасы. Одновременно боевые действия велись в направлении села Шош и горы Кирс с целью взять под контроль магистраль Шуши - Лачин. После ликвидации ближайших шушинских огневых точек развернулись жестокие бои за город-крепость. Противник использовал огневые точки на территории городского рынка и тюрьмы, где были сосредоточены 3 установки "Град".
АСРАТЯН ОПИСЫВАЕТ ПРОРЫВ ОБОРОНЫ ШУШИ СО СТОРОНЫ Степанакерта и села Шош, а также бои в направлении горы Кирс и близ села Лисагор, в результате которых стало возможно взять под контроль магистраль Шуши - Лачин. В ответ азербайджанцы предприняли масштабную операцию с целью отвлечь внимание от шушинско - лачинского участка. 8 мая азербайджанские вертолеты обстреляли села Мартунинского и Аскеранского районов. Попытки противника прорвать линию фронта в направлении села Тог Гадрутского района завершились неудачей, все ворота в Арцах оказались запертыми.
Специалисты военного дела были удивлены: с таким арсеналом оружия, который был у азербайджанцев, можно было удерживать город долгие месяцы. Вот что говорил об этой операции осужденный на смертную казнь и находящийся в бегах экс-министр обороны Азербайджана Рахим Газиев. Его интервью "Московскому комсомольцу" было перепечатано в "Голосе Армении" 19 декабря 1995 г. "Заместителя начальника главного штаба полковника Сафара Абиева как командира огневой группы войск я решил послать в район Шуши и Лачина. Однако он, оставив личный состав и бронетехнику между Кубатлу и Лачином, бежал… Командир дислоцированной в Лачинском районе 4 бригады Эльбрус Оруджев, командир батальона "Три семерки" Ровшан Алекперов тоже дезертировали и бежали из Шушинского и Лачинского районов… Под различными предлогами начали покидать Шуши добровольческие и другие отряды… После всего этого усилились дезертирство и паника. И на фоне всего этого Шуши пал…"
Цена операции - 57 жертв с армянской стороны, у противника количество жертв 250-300. Потом была Аскеранская военная операция, Мартакертская операция, освобождение Кельбаджара… Но те 25,5 часа, которые потребовались на операцию по освобождению Шуши, так и остались главными в той войне. 25 лет назад в эти дни 25,5 часа обеспечили перелом в ходе военных действий за освобождение Арцаха! Операция вселила уверенность, что город освободили навсегда и враг уже никогда не вернется туда. Впервые за свою многовековую историю неприступный город-крепость сдался бойцам 1, 4 и 6 Акнахбюрской и Баллуджинской рот и другим подразделениям сил самообороны.
17 мая армянские силы освободили села Бердадзорского подрайона, установив окончательный контроль над всем Шушинским районом. 18 мая они вошли в Кашатаг - Лачин, затем вышли к государственной границе РА. Арцах, отрезанный в годы Советской власти от Армении, благодаря отвоеванному коридору вновь воссоединился с ней.
На этапе становления
Перелом в войне и начало главного этапа становления регулярной армии неразрывно связаны с освобождением Шуши, но не все складывалось гладко.
СЕГОДНЯ НЕМНОГИЕ ПОМНЯТ, ЧТО ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ШУШИ ВОЗНИК так называемый феномен шушинской военной части. Командир оборонительного района Вачаган Ишханян, превысив свои полномочия, откровенно предъявил претензии на создание государства в государстве. Ситуация могла принять опасный характер. 1 апреля 1996 г. оборонительный район был расформирован, офицеры и прапорщики, согласно дисциплинарному уставу, в назидание другим подверглись строгим взысканиям, вплоть до разжалования.
Мне посчастливилось побывать в Шуши спустя несколько месяцев после освобождения. Война еще продолжалась. С группой коллег на вертолете с пробоинами от снарядов мы приземлились неподалеку от Степанакерта, оттуда проехали в Шуши. В городе было тихо и безлюдно, на воротах некоторых домов мелом было написано: "Здесь живут".