Судить о том, насколько слова президента США Дональда Трампа совпадают с делами, можно уже по тому, что американские военнослужащие все еще остаются в местах своей дислокации на сирийской территории. А военные действия в секторе Газа в выходные развернулись на полную мощность.

В выходные "рвануло" так, что мало не показалось никому — ни израильтянам, ни палестинцам

Почти семьсот ракет, направленных на израильские города, из которых хваленому "железному куполу" удалось перехватить лишь двести сорок, – это очень много. Равно как и триста пятьдесят объектов, уничтоженных израильской авиацией, артиллерией и танками на палестинской территории. Четыре жертвы с одной стороны (израильской), и четырнадцать – с другой, в секторе Газа. Это тоже очень много. Счет раненых с обеих сторон ведется на сотни. И это всего лишь за два неполных выходных дня, когда на линии противостояния "рвануло".

В какой-то момент казалось, что началась большая война, которую уже не остановить. Ведь ни для кого не секрет, во что на самом деле может вылиться кровавое противостояние на линии соприкосновения израильской армии и Хезболла. Понятно же, что если тут начнется "по-настоящему", то и к одной, и к другой сторонам поспешат на помощь сторонники и союзники. К арабскому населению Палестины – Иран, к израильтянам – западные страны.

А это вполне может стать началом чего-нибудь очень серьезного. К грозной терминологии касательно очередной, третьей по счету, Мировой войны прибегать не хочется, однако аналогии напрашиваются. Как бы то ни было, на сей раз обошлось благодаря Египту, который выступил посредником между воюющими сторонами. Удалось прекратить обмен ракетными ударами где-то ближе к раннему утру (в половине пятого по московскому времени).

Сообщили об этом в первую очередь информагентства и телестанции, принадлежащие "Исламскому Джихаду" и ХАМАС. Позже, ближе к семи утра, обходясь без официального заявления о перемирии, тыловое руководства ЦАХАЛа (армия обороны Израиля) открыло для гражданского населения ограничения в сорокакилометровой зоне от палестинской границы. Ну а когда в Израиле говорят, что можно водить в школу детей, это значит – смогли договориться о чем-то конкретном.

Причиной эскалации вполне могла стать утечка информации из администрации Трампа

Что касается настоящей причины, из-за которой на сей раз взорвалась ситуация на линии противостояния Израиля и Палестины, то об этом пока что можно лишь догадываться, хотя кое-какие соображения уже имеются. Дело в том, что проект, который обещает мировому сообществу американская сторона (конкретно президент США Дональд Трамп) сегодня вызывает больше вопросов, нежели ответов. Особенно у палестинцев, до которых, по большому счету, определенные обрывки этого самого плана начали доходить.

Дело в том, что утечка информации действительно могла стать причиной возобновления активных военных действий еще до того, как наступит время, когда Вашингтон свой план опубликует. Собственно, так и случилось. Ведь недавно стало известно, что план, разработанный администрацией Трампа, предполагает следующее: автономия для палестинцев будет серьезно урезана в пользу Израиля в обмен на какие-то определенные финансово-экономические преференции.

В Палестине с подобным подходом, конечно же, не согласятся. Им нужна собственная территория, суверенность и полноценная государственность, с чем не согласятся израильтяне. Если утечка информации не является фейком или хотя бы даже частично соответствует истине, то уже сейчас можно говорить о том, что план Трампа ждет полный провал. Более того, палестинское руководство, видимо, уже знает достоверно, что план неприемлем.

Известно, что Палестина заранее, не дожидаясь июня, когда американцы должны свой план обнародовать, уже выдвинула предварительное условие.

"Мы готовы говорить с израильтянами без предварительных условий, если приглашение исходит от Путина и он проводит переговоры", - сказал на днях премьер-министр Палестины Рияд аль-Малики. И этим, кажется, сказано все.

И вновь вся тяжесть посредничества в диаметрально противоположных позициях ляжет на российскую дипломатию

Еще в середине апреля стало известно, что палестинский лидер Махмуд Аббас собирается отправиться в Москву и встретиться с президентом России Владимиром Путиным. Более того, глава Палестины готов даже встретиться и сесть за стол переговоров с Биньямином Нетаньяху, если встреча будет организована в Москве. А это значит, что план Трампа изначально не сработает. Ведь даже если в нем и есть элемент о более активном подключении российского лидера к процессу урегулирования арабо-израильского конфликта, то не до такого же уровня – чтобы все решалось в Москве.

Правда, неизвестно, как на подобный расклад отреагируют сами израильтяне. Есть подозрение, что Нетаньяху вполне может согласиться с тем, чтобы главным посредником стал Путин (в обход американцев). А это будет означать лишь полное фиаско Соединенных Штатов на ближневосточном политическом плацдарме.

Другое дело, что самой Москве придется серьезно поднапрячься, поскольку есть во всей этой, изначально заваренной Трампом каше еще один активный игрок, который ни в коем случае не согласится остаться в стороне. Речь идет об Иране, с позицией которого России придется считаться — как с главным союзником на сирийском треке. А позиция Тегерана касательно палестинского кризиса достаточно жесткая, и в Москве об этом знают.

Более того, иранское руководство не намерено уступать ни в чем, вплоть до строительства военных и военно-морских баз на сирийской территории, равно как и в вопросе о нескольких заводах по производству оружия там же.

Так что, когда "сделка века", разработанная Трампом, провалится (а к этому, кажется, все идет), самой российской дипломатии придется взять на себя всю тяжесть посредничества в израильско-арабском конфликте. Справятся ли? В подобной ситуации гарантировать хоть что-то, конечно же, невозможно, однако взаимоотношения России с Израилем (равно как и личные симпатии Путина и Нетаньяху) должны помочь.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.