
Первая часть здесь
Часть вторая: дорога обратно в Ростов
Наученный горьким опытом (маршрутка вместо автобуса при поездке в Армению), я явился на ереванский железнодорожный вокзал как молодой поручик, готовый сыграть в русскую рулетку.
Правое крыло здания вокзала сдано под офис транспортной компании. На стене около входа висят здоровые постеры с телефонами компании. Я на всякий случай проверил - ни один телефон не совпадал с телефонами ростовской компании (у некоторых из ростовских транспортных дельцов были ереванские номера). Таким образом я немного успокоился - появилась надежда на вменяемого водителя и технически исправную машину.
При покупке билета меня заверили, что газелей или микроскопических фордов не будет - у них работают либо Мерседес-Спринтер (кондиционируемый салон, откидывающиеся спинки, размером как между большим автобусом и микроавтобусом), либо полноразмерные (вплоть до двухэтажных) рейсовые автобусы. А какой именно поедет в день моего отправления они предугадать не могут. На улице один мужик из приближенных к собственнику фирмы сказал, что сто-пудово будет большой автобус.
Так и оказалось. Правда отправка по-армянски не состоялась во время. Автобус отошел на 1 час позже намеченного, не в 5, а в 6 вечера. Потом тормознул и брал кучу народа у Кинороссия. Все с тюками, которые загружались в трюм автобуса. Потом взял ещё несколько человек с выезда на Аштаракское шоссе (там тоже оборудован пункт отправки автобусов).
Вообще, скажу так - автобусный бизнес сейчас процветает. Куча народу бежит из Армении в разные стороны, как можно дальше. Появились и экзотические рейсы. Например, есть автобусный рейс Ереван - Алеппо через территорию Грузии и Турции. Есть рейсы и на Украину. Но 90% транспорта идёт в РФ. Маршрут нашего пятидесятиместного автобуса Ереван - Ростов - Волгоград - Самара. Вот так они ехал, развозя армян по городам и весям России...
Где-то к 7 часам выбрались за пределы Еревана и встали на крейсерскую скорость. Незаметно проскочили Аштарак. Весь Арагац был покрыт грозовыми тучами. Над Араратом тоже хмурилось. У Апарана полил дождь. Первый перевал и серпантины были на границе Арагацотна и Лоры (спитакский перевал). Успокоил профессионализм водителя. Это два брата, младшего звали Арсен. Хорошие, крепкие ребята, что самое главное - с внутренним стержнем и с ответственностью. Сосредоточенно крутили свою баранку.
Мне "повезло" угодить в клумбу рабизов - по всему периметру вокруг меня сидели человек 7 совершенно отпетых картёжников-блотчиков - молодых парней. Один из Конда (самый вменяемый), один из Арташата (самый отмороженный), пара парней из Норкского масива, один бывший приблатнённый чардахлинец (ныне житель Пятигорска, как его называют армяне "Пятигор"). Рядом со мной сидел запуганный студент магистраиуры факультета международных отношений ЕГУ - всю дорогу молчал и наблюдал дикие выходки рабизов.
Господа рабизы в первую очередь поинтересовались какую книжку читает студент-международник (он читал Мастер и Маргарита на русском, но рабизы не врубились что это и отстали от него). Следующий вопрос был адресован мне, мол, а я что читаю. Я сказал, что это самоучитель пранайама йоги, написанный гуруджи Шри-Айенгаром... Установилось тягостное молчание... Потом кондский парень разрядил обстановку, рассказав анекдот про мужика, который решил практиковать йогу, в которой продвигалось воздержание от пищи, в результате чего однажды, выйдя в поле, он обнаружил, что его задница сама поглощает зелёную траву. Все дружно посмеялись. Но в число врагов армянского простого народа меня уже успели внести... Что потом проявлялось всю дорогу в форме разных мелких подколок и шуток в мой адрес, на которые я, впрочем, не реагировал.
Рабизы где-то от Апарана разложили в проходе импровизированный стол с лавашем, сыром, хоровацем и бутылкой водки. К Спитаку и Кировакану уже все захмелели и играли в блот. Даже успели поспорить по поводу правил блота, что вылилось в телефонные звонки спорящих с просьбами подтвердить правоту своему оппоненту. Спитак произвёл неплохое впечатление - пара горящих ярким светом супермаркетов, несколько тахов новеньких домов. Неприятно поразил район однотипных частных домов от Глендейл-Хиллз (Сашик). Я думал, что этот тахамас примыкает к Спитаку, но оказалось, что он возведён в 2-3 км от города на пути к крупной деревне Джрашен. Хотелось бы понять, чем эти люди будут заниматься в голом поле? Ведь эти дома городского плана, в них не предусмотрено содержание домашнего скота и т.д... В общем, когда некоторые армяне смеются над Азербайджаном - мол у них там строятся пустые города для беженцев, а беженцы всё равно живут в вагончиках - я таких армян не мешало бы ткнуть носом в наши собственные потёмкинские деревни. В частности в эту у Спитака. Вот её видео - пустые дома в голом поле.
http://www.youtube.com/watch?v=GG7nwCVw
После Кировакана стемнело и мы петляли по ущелью дебета при свете фар. Отдельно хотелось бы сказать про качество дороги Кировакан - Баграташен. Вроде бы межгосударственная трасса. Единственная дорога, по которой едут и в Россию и в Грузию (Тифлис, Кобулети и т.д.). Единственная дорога, по которой в Армению заезжают фуры, въехавшие из Турции со стороны Батуми (если въезжают из Ардагана, то в Армению въезжают сразу через Джавахк). В общем - дорога жизни. А качество.... сказать, что отвратное это сказать ничего. На крутых поворотах попросту сняты (местными предприимчивыми жителями) железные ограждения, препятствующие выскакиванию машины с трассы в пропасть. В некоторых местах с корнем вырваны и бетонные столбики. Забегая вперёд скажу, что в Грузии эта проблема решилась за счёт установки тяжеленных бетонных блоков. Их уж точно никто не украдёт. И пробить их можно только танком. В общем - безопасно. А у нас на самой главной трассе царит опасность на каждом повороте (их там несколько, наиболее страшные в районе Одзуна). Картина будет не полной, если не сказать, что в паре мест на дороге есть участки вообще без асфальта. Ну, скажем так, кусок длинной метров десять просто грунтовая дорога с камнями и валунами... Я даже не знаю как это характеризовать... Можете себе представить, что на автобане Стамбул-Анкара были грунтовые участки или не было на опасных участков отбойников. Или чтобы на тарссе Москва-Питер были ямы и ухабы. А вот трасса Ереван-Тифлис, которая давно уже должна была превратиться в четырёхполосный автобан, от Кировакана до Садахло представляет собой примерно такое же зрелище, какое можно созерцать наверное только на каком-нибудь отрезке типа Степанаван-Калинино или Шоржа-Варденис. Убогость данного участка дороги для меня полнейшая загадка.
На въезде в Грузию опять посмотрели на грузинских красавчиков как из модного журнала. Правда все были молодые и вели себя нагло. Но с некоторыми армянами так и надо. Например, надо было пропустить вещи через рентген на транспортире. Естественно, надо было по очереди подойти. Но армяне же не признают очередей. Начали толпиться и пихаться около рентгена. Ну грузинский офицер на них и крикнул... Подобно цирковым животным, армяне попятились назад и присмирели. А наглость грузин была в том, что один старик тащил очень тяжёлый баул и никто из грузинских погранцов не сообразил помочь ему водрузить его на движущуюся (почему-то на уровне пояса, хорошо что не шеи) ленту. Но и армянам большой позор - за то, что никто не пришёл ему на помощь. Я сжалился над ним, помог. На следующее утро он угощал меня в автобусе курицей и сыром. Он ехал к сыну в краснодарский городок Кропоткин. А потом должен был поехать к жене в Одессу. Вот так нас всех раскидало...
После таможни въехали в Грузию. Ночной Тбилиси просто прекрасен. Много подсветки. Всё чисто, опрятно. Положа руку на сердце скажу - этот город со второго раза мне понравился. Особенно ночью.
Приятно поразила ночная дорога. Вплоть до высокогорного Гудаури (который лежит у основания крестового перевала) значительная часть дороги оказалась освещена фонарными столбами. Не везде, конечно, но во всех населённых пунктах (которые днём производят впечатление захудалой деревушки) поставлены фонарные столбы, горит яркий свет. Стоит прозрачное стеклянное отделение почты, рядом стеклянное отделение полиции с запаркованным рядом полицейским грузовичком. Опасные участки дороги также стараются осветить фонарями (было видно, что на части участков освещение ещё не проведено, но столбы уже установлены). Везде, где рядом с дорогой соседствует пропасть или опасный поворот - установлены бетонные блоки. Ещё интересное наблюдение. В любой деревеньке на трассе оборудовано место, где стоят контейнеры с мусором (на них приклеены катафоты, чтобы в них не врезалась машина). По всей видимости имеет место централизованный сбор мусора с сельских районов. Правда неясно, пользуются ли этим жители деревень или по старинке кидают потроха в соседнюю речку (как это часто бывает в Армении).
В общем - в ночной Грузии достижения Саакашвили заметнее, чем в дневной. Какое разительное отличие по сравнению со слабоосвещеными, мрачными ночными городами и деревнями Армении. Только Спитак светился огнями. Кировакан - мрак. Алаверды, Ахтала, Айрум... ночью даже и не поймёшь, что их проезжаешь. Только дорожные знаки показывают на наличие по соседству какого-то армянского захудалого городка...
Крестовый перевал преодолели нормально. Всё таки водитель был опытный и вменяемый.
А остальную дорогу описывать не хочу... Утром, под Ларсом, проснулись рабизы, затарились палёной осетинской водкой и с тостами, играя в блот и пытаясь купить на каждой остановке у цыган с рук поддельные мобильные телефоны доехали до пункта назначения. Увидел как чардахлинец и арташатец сцепились по поводу свидетелей Иеговы. Чардахлинец мужик в возрасие (уже под 40) считал еховаканов врагами народа. Арташатец блатной молокосос защищал их и перешел на личные оскорбления. Водителю даже пришлось тормозить и пригрозить их снять с автобуса. Сам я в свой адрес от арташатца услышал, что я не армянин. Ещё он хотел у меня занять 2 тысячи, чтобы купить с рук поддельный телефон у цыган где-то в ставропольском крае. Но я его отговорил.
В Ростове автобус (ужев темноте) заблудился и мы прибыли на автовокзал на 3 часа позже обычного. На поезд я уже опоздал. Поймал первую попавшуюся машину. Оказался бомбила-ереванец, который не был на родине уже больше 20 лет. Всё расспрашивал меня.... как там, в Армении.
Вот такая история приключилась.


