«Никол Пашинян «лезет из кожи вон», показывая, что отношения с Россией более, чем хорошие. В рамках заседания Межправительственного совета Евразийского экономического союза, встретившись в Ереване со своим российским коллегой, премьер-министр заявил, что, вопреки пессимистам, в ближайшем будущем отношения станут еще лучше.
«Я уверен, что, вопреки пессимистам, нам удастся вывести наши отношения на новый уровень».
Время покажет, произойдет это или нет. Как бы то ни было, сколько бы Никол Пашинян ни пытался произвести такое впечатление, на данный момент в армяно-российских отношениях далеко не все идет гладко.
В частности, речь идет об экономическом секторе. Как бы ни казалось, что после смены власти в этой области не произошло ничего экстраординарного, тем не менее, реальность совершенно иная. Пассивность в армяно-российских экономических отношениях трудно скрыть.
Это, прежде всего, выражается в виде сокращения товарооборота между двумя странами. Здесь пассивность стала проявляться после смены власти. Однако это еще больше усугубилось в начале этого года.
Торговля не только перестала расти, но и сократилась, что является необычным явлением за последние два или три года.
Для того, чтобы представить, скажем, что товарооборот между двумя странами в начале прошлого года достигал вплоть до 29 процентов.
Со сменой власти темпы роста постепенно снизились и уже в конце года составили всего лишь 11 процентов.
Текущий год начался со спада товарооборота. Причем это выражалось как в виде экспорта, так и импорта.
По официальным данным, за два месяца года из Армении на российский рынок было поставлено товаров на сумму 82,5 миллиона долларов. Поставки снизились на 3,6% по сравнению с прошлым годом.
Россия является основным торговым партнером Армении в ЕАЭС, и нынешняя ситуация действительно вызывает беспокойство.
В частности, поставки российского рынка никак не связаны с горнодобывающей промышленностью, что в последнее время стало основным доводом властей для оправдания экономических процессов.
Следует предположить, что сокращение объемов экспорта на российский рынок является, прежде всего, следствием неблагоприятного развития экономики Армении. Конечно, есть веские причины так думать.
В начале года экономика Армении, и особенно экспортный сектор, не блистал высокой активностью. Речь идет, в частности, о промышленности и сельском хозяйстве.
В первом секторе – по итогам за квартал рост составил всего 2%, а во втором отмечено сокращение на 0,2%.
Не исключено, что вновь о себе дали знать барьеры, связанные с экспортном, и проблемы, продиктованные российским рынком. Как ни странно, сокращение экспорта сопровождалось пассивностью импорта.
Такая тенденция в армяно-российских торговых отношениях обычно наблюдается на критических этапах. На этот раз, похоже, что это не так, но импорт сократился на 7% в начале года. Причем, это произошло в условиях повышения тарифа на импортируемый российский газ.
Отметим, что голубое топливо для Армении с января этого года подорожало на 15 долларов, что в годовом разрезе предполагает дополнительный рост в размере 30 миллионов долларов на импорт.
И, несмотря то, что после трехлетнего перерыва с начала года российский газ продается Армении по цене на 10% выше, тем не менее, в настоящее время в армяно-российских газовых отношениях царит неопределенность, нет долгосрочного контракта относительно поставок и тарифа на газ.
Предыдущий трехлетний контракт, который позволил не только избежать подорожания, но и снизить цену, завершился в конце прошлого года. Новый пока не подписан», - пишет газета.