Наверное, мы устали ждать, что Вашингтон назовет Геноцид армян – геноцидом, и не станет выражаться уклончивыми эвфемизмами. Много лет оптимисты надеялись, что очередной американский президент произнесет, наконец, заветное слово – а как же, ведь штат за штатом признают исторический факт, и Миссисипи остался уже в не очень гордом одиночестве. Этого не случалось.
И не случится – вразумляли оптимистов реалисты. Не случится, пока американскому истеблишменту это не будет выгодно и нужно. Да и зачем Вашингтону это делать – помимо массы прочих соображений, это же вполне себе инструмент влияния в определенной мере на Турцию, да и в Тель-Авиве против. Не станет же Вашингтон перечить Тель-Авиву…
…Утром 24 апреля 2019 года новый американский посол в Армении Линн Трейси посетила мемориальный комплекс Геноцида армян "Цицернакаберд" в Ереване, где, конечно же, уклонилась от того, чтобы назвать вещи своими именами, зато сказала буквально следующее: "То, что произошло в 1915 году - одно из крупнейших зверств XX века, нас вдохновляет стойкость армянского народа". И добавила, что США не отрицают исторические факты.
Непосредственные исполнители "крупнейшего зверства" конкретно тоже не были названы, но это уже даже неинтересно. Немного интереснее узнать, на что именно Вашингтон "вдохновляет стойкость армянского народа"? Надо полагать, что на очередную разбомбленную и ввергнутую в хаос страну, которую срочно понадобилось "демократизировать", как Югославию, Ливию, Ирак, Сирию… Они стойкие, эти вьетнамцы, сербы, арабы, венесуэльцы – они выдержат и вдохновят Вашингтон еще.
Иранцы, например, и без Вашингтона знают о своей стойкости. Поэтому Вашингтон позволяет себе только санкции по отношению к Тегерану, прекрасно понимая, что военные действия приведут к серьезнейшей проверке на стойкость самой американской армии, а Вашингтону от этого становится как-то не по себе.
Немцы, однажды переступив через мощнейший психологический барьер, признали Холокост, а потом и долю своей вины в Геноциде армян. Англосаксы же будто застыли во времени, до сих пор мня себя "белыми сагибами", которым дозволено любое самодурство. То, что англичане натворили в одной только Индии… На этом фоне даже как-то меркнет то, что армянские погромы в первые два десятилетия ХХ века, на территории, которая в 1918 году стала Азербайджаном, не обошлись без "руки Вестминстера".
Для американского посла, например, Иерусалим – столица Израиля и плевать, что в регионе, и без того сидящем на пороховой бочке, обострится обстановка. В Вашингтоне сочли Голанские высоты израильскими, а Западная Армения… Нет, мы не отрицаем исторические факты, что вы, что вы, просто косовские албанцы имеют право на самоопределение, а остальные пока нет.
Двойная мораль уже устарела, сегодня в ходу тройная, да вообще, моралей этих столько, сколько понадобится. И если, предположим, Вашингтону станет сильно выгодным признание Геноцида, можно не сомневаться – текущий американский президент даже не станет дожидаться ближайшего 24 апреля, а тотчас же сделает соответствующую запись в Твиттере.
Хорошо, что мы стали отходить от этого ожидания – тем самым, пусть и невольно, мы соглашались с тем, что важнейший для нас вопрос становился предметом политического торга. Американские президенты пока еще могут менять историю некоторых современных стран, но над прошлым они не властны.