Наконец-то начинает поступать хоть какая-то информация о том, какие гуманитарные вопросы обсуждались 29 марта в Вене на первой официальной встрече премьер-министра Армении Н. Пашиняна с президентом Азербайджана И. Алиевым.

По словам нашего премьер-министра, обсуждались гарантии безопасности проведения сельскохозяйственных работ в приграничных районах. Есть и несколько других гуманитарных мероприятий, в том числе и возможность посещения пленных их родственниками. Прямо скажем: скудная информация. Но хоть что-то.

ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ в основном подтверждает и релиз сопредседателей Минской группы ОБСЕ: "вспоминая свой разговор в Душанбе, лидеры вновь подтвердили необходимость укрепления режима прекращения огня и совершенствования механизма прямой связи. Они также договорились разработать ряд мер в гуманитарной сфере".

Однако в Азербайджане несколько иная интерпретация происходящего: война, оказывается, еще не закончилась, и позиция Азербайджана не изменилась: самоопределение Нагорного Карабаха возможно только в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Так подтвердили ли лидеры стран необходимость укрепления режима прекращения огня или война все еще не закончилась? Неизвестно также: отмеченная позиция Азербайджана о самоопределении носит умозрительный характер или она была озвучена на прошедших переговорах? И если она была озвучена, то ответил ли наш премьер-министр, что право народов на свободное самоопределение является высшей ценностью и в соответствии с международным правом оно не может быть ограничено никакими предусловиями и рамками? Или у нашего правительства какая-то иная позиция?

Общественность вправе иметь ответы на эти вопросы. Армянский народ вправе знать, какие официальные переговоры на межгосударственном уровне ведутся от его имени.

Не один раз в печати рассматривалась оценка базовых принципов - права народов на свободное самоопределение и территориальную целостность государств - с позиции международного права. Придется сделать это еще раз.

МЕЖДУНАРОДНОЕ право устанавливает определенную иерархию базовых принципов - права народов на свободное самоопределение и территориальную целостность государств. В Уставе и документах ООН, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. право народов на свободное самоопределение установлено без каких-либо ограничений: "Все народы имеют право на самоопределение". В то же время территориальная целостность государств декларируется с ограничениями. Согласно Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г., территориальная целостность гарантируется для "суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов". Таким образом, международными актами территориальная целостность государств ставится в зависимость от равноправия и самоопределения народов. С позиции международного права право народов на свободное самоопределение - первично, а территориальная целостность государств - вторична. Базовые принципы должны применяться комплексно, в соответствии с иерархией, установленной международным правом. Реализация территориальной целостности государства в отрыве от права народов на свободное самоопределение - это насилие. Во избежание насилия международным правом установлена указанная иерархия базовых принципов.

Как видим, позиция Азербайджана - самоопределение Нагорного Карабаха возможно только в рамках территориальной целостности Азербайджана - находится в явном противоречии с нормами международного права. Международным правом территориальная целостность государств ставится в зависимость от равноправия и самоопределения народов. А позиция Баку, напротив, в нарушение норм международного права, равноправие и самоопределение народов пытается поставить в зависимость от территориальной целостности государства. И эта своеобразная позиция руководства Азербайджана действительно может привести к войне.

ТАК РАДИ ЧЕГО ведутся эти длительные переговоры - ради установления мирной жизни или для возобновления войны? Урегулирование конфликта и определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха должны быть проведены мирно, на условиях компромисса, в соответствии с нормами международного права, на основе равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности и Азербайджанской Республики, и Нагорно-Карабахской Республики в безопасных современных границах.

Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха под патронатом Европарламента и при участии международных наблюдателей в НКР следует провести юридически обязывающий референдум о воссоединении его с Арменией или автономии в составе Азербайджана. И по результатам волеизъявления народа должно быть принято обязательное для всех окончательное решение. И такое решение находится в полном соответствии с нормами международного права.

Условием компромисса должен быть взаимный отказ от территориальных претензий сторон друг к другу. Территориальный вопрос на Южном Кавказе настолько осложнен его историей, что нет иного решения, кроме как оставить все как есть. Любая попытка что-то изменить в чью-то пользу неминуемо приведет к новой войне и взаимному разрушению и Армении, и Азербайджана. За короткий исторический период в 28 лет уже были две войны, и надо сделать все, во избежание третьей войны.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.