"Расстрельные" списки тиражируются в виртуальном пространстве со следующим комментарием: "Это те, кто выступают против Пашиняна и его Команды, и против Новой Армении" (сохранены написание и пунктуация первоисточника). Дальше – имена и ники.

Больше цитат ни из списка, ни из комментариев приводить не стану: комментами обязано теперь заняться ведомство господина Ванецяна, тем более после того, как осуществление как раз подобного надзора было возложено премьер-министром Николом Пашиняном на Службу национальной безопасности (СНБ).

Да и вообще, не стоит делать этим персонажам рекламу. Это помимо естественного чувства брезгливости.

Авторство списков приписывается в соцсетях двум лицам, которых не станем называть как по изложенным абзацем выше причинам, так и потому, что их участие в этом строго не доказано – презумпция невиновности превыше всего. В конце концов, не так уж и важно, кто составлял эти списки, важнее (и опаснее) комментарии под ними, в которых звучат откровенные призывы к расправе и разжигание ненависти.

А к самим спискам можно отнестись по-разному, и, наверное, вся гамма возможной реакции в армянском сегменте Facebook представлена: кто-то пожал плечами и повертел пальцем у виска, кто-то посмеялся, иные возмутились на полном серьезе, словом, сколько людей, столько и мнений.

В этих списках имена известные и не очень, в том числе есть и явно случайно сюда попавшие: например, скучающие девушки, ни в чем, кроме публикации собственных фотографий с томным взглядом, не замеченные. Есть журналисты, блогеры, домохозяйки и просто активные пользователи Facebook.

Казалось бы, самая правильная реакция – поморщиться от зловония, поскорее проветрить окружающую тебя среду и забыть эту глупость. Об уровне составителей списков и комментаторов можно судить хотя бы по получившему распространение в комментариях сравнению со списком Шиндлера – понятно, что эти люди не имеют никакого понятия ни о списках Шиндлера, ни о многом другом. Только дело в том, что лучше диверсии против действующей власти трудно придумать.

Потому что если эти списки составлялись, так сказать, "из лучших побуждений", чтобы оказать услугу властям, то услуга оказалась медвежьей — это очевидно, и объяснять, почему именно, нет необходимости. Те, кто понимает, что это очень нехорошая бомба под действующую власть, понимают и без моих объяснений, те же, кто этого не видит, тем хоть кол на голове теши. Бисера не напасешься в таких количествах.

Ну, а если составлялось это все специально, чтобы навредить властям, – тогда комментировать тем более нечего.

И сейчас, особенно после известного поручения, данного Пашиняном структурам СНБ, – бороться с фейками и экстремистскими проявлениями – власти оказались в очень сложной ситуации.

Совсем не реагировать на списки не выйдет – резонанс оказался велик, и замять это дело не удастся. Кроме того, это уже становится для властей вопросом престижа, от которого не отмахнешься под предлогом несерьезности: звучат, повторюсь, прямые угрозы к насилию, прямое разжигание ненависти. Никто не поручится, что не найдутся психически неуравновешенные личности, которые могут возомнить своей миссией в этой Вселенной отомстить кому-то из списка. И это еще минимальное зло, которое может произойти.

Реагировать выборочно на совсем уж злобных комментаторов тоже не выход: мгновенно пойдут разговоры о том, "почему вот этого взяли, а вон того – нет". Как можно догадаться, недостатка в версиях, выборочность объясняющих, не будет, и все эти версии, даже очевидно идиотские, вовсе не убавят властям головной боли.

Единственный правильный выход (и по совести, и по закону, и во исполнение поручения Пашиняна) – реагировать на всех, без исключения, комментаторов, призывающих к расправе и пышущих злобой. Но задача эта архисложная – придется привлекать как минимум к "воспитательным беседам" многие десятки человек. Кто-то из них окажется, конечно, "фейком", фальшивым аккаунтом, их сейчас море разливанное, но за любым фейком стоит реальный диверсант.

Только из тех комментариев, что доступны по скриншотам, с десяток человек уже наговорили столько, что в их словах проглядывает состав не самого мелкого преступления. Словом, СНБ не позавидуешь (это без иронии), выбор у Службы сейчас не из легких.

С другой стороны, появление этих списков – явление закономерное. Они не могли не появиться рано или поздно, когда общество разделено на "шагавших" и "не шагавших", на "революционеров" и "контру", на бивших по ночам в кастрюли и пытавшихся под это сумасшествие уснуть, на "белых" и "черных". И не общество виновато в таком разделении – это его, общество, разделили, в угоду сиюминутным тактическим выгодам и конъюнктуре момента.

И да, в качестве посткриптума. И сами эти списки дурацкие, и комментарии под ними в особенности, в очередной раз дают ответ на знаменитый вопрос Сергея Довлатова: "Я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?"

Если считать такие вещи, как эти списки и комментарии чем-то недостойным серьезного внимания, то очень скоро их составители и призывающие к расправам герои диванов поверят в свою безнаказанность. Появятся первые доносы.

Скрин
© PHOTO :
Скрин

Первые доносы в мгновение ока станут рекой, такое уж свойство у этого специфического потока. Их, доносов, уже будут сотни и тысячи.

И тогда уже точно придется реагировать – либо на содержание доносов, либо на авторов. Легче и проще поставить глухой вентиль на этот ручей – хотя бы сейчас, если уж не смогли или не захотели в самом зародыше.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.