Растущее ближневосточное влияние Москвы в перспективе может трансформироваться в строительство новой военной базы РФ в Средиземноморском регионе. Дискуссии экспертов на эту тему с привязкой к Турции остаются наиболее горячими. Имеются ли на то основания?
В турецкой прессе появились новые предположения о связи строительства АЭС "Аккую" в портовом городе Мерсин (Восточное Средиземноморье) с гипотетическим появлением здесь российской военно-морской базы. Благо Мерсин имеет великолепную портовую инфраструктуру, и удобно расположен – в 70 километрах от авиабазы НАТО "Инджирлик", в 175 километрах от главного сирийского порта Латакия и в 190 километрах от российской авиабазы Хмеймим в Сирийской Арабской Республике.
Масла в огонь подливает активизация военно-технического сотрудничества Анкары и Москвы, приобретение Турцией российских зенитных ракетных систем (ЗРС) дальнего радиуса действия С-400 на 2,5 миллиарда долларов. После недавнего визита в Москву турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что поставки С-400 могут состояться до июля 2019 года.
Планы расширения подобных оружейных сделок вызывают огромный интерес мировой общественности, жесткую критику и ультиматумы Вашингтона. И все же появление в Турции ЗРС С-400, строительство АЭС "Аккую" и присутствие ВМФ России в Средиземноморье – отдельные проекты, не угрожающие региональной стабильности, безопасности Турецкой Республики или целостности НАТО.
Президент Эрдоган на критику партнеров реагирует спокойно: "Почему одна из сильнейших стран НАТО не может иметь сильную систему ПВО?".
Вопрос риторический. Важнейшая составляющая военного сотрудничества Анкары и Москвы – не создание проблем третьим странам, а борьба с террористическими группировками, которые создают угрозы региону.
Система координат
На Западе считают, что Анкара постепенно уходит с орбиты Вашингтона, и вынуждена делать военно-политические уступки Москве. Однако сближение позиций Турции и России началось в июле 2016 года, после грубой попытки внешней коррекции – неудавшегося государственного переворота и физического уничтожения президента Эрдогана. Параллельно состоялись аресты на военной базе "Инджирлик", которая находится под крышей США и НАТО.
Причина охлаждения отношений с американскими партнерами вполне прозрачна. Российские зенитные ракетные системы С-400 – тоже не парадокс, а вполне закономерный и логичный шаг в укреплении ПВО Турецкой Республики. Заметим, Вашингтон десятилетиями не поставлял Анкаре ЗРК Patriot, несмотря на просьбы и высокую платежеспособность союзника. Отныне с помощью дивизионов С-400 Турция намерена пресекать вредоносные совместные с Отрядами народной самообороны (YPG) операции Центрального командования США в регионе, и свести к нулю возможности внешнего блокирования турецких войск с воздуха.
Турецкое издание Sözcü намекает, что на фоне строительства атомной электростанции в скором времени на турецкой территории появится российская военная база, ведь сопутствующие порт и терминал могут применяться Россией в военных и разведывательных целях. Схема выглядит крайне нереалистично.
Неподалеку от турецкого порта Мерсин, в Сирии уже имеются российские военные базы Тартус и Хмеймим, где можно под прикрытием эшелонированной системы ПВО много чего разместить, включая крылатые ракеты морского и воздушного базирования.
При необходимости, бесполетную зону над "Инджирликом" российские системы С-400 могут создать из Тартуса (в 235 километрах). А если предположить, что Генштаб ВС РФ когда-нибудь разработает план уничтожения самого большого в Европе американского склада ядерного оружия в Европе (в 25 подземных бункерах базы "Инджирлик" хранятся до 100 ядерных бомб B-61), для реализации плана также не требуется сближение вплотную.
Искусственное нагнетание напряженности неуместно, прежде всего, потому, что сотрудничество Турции и России по разным направлениям экономически взаимовыгодно – сегодня и на перспективу.
Реальная политика
Турции больше других стран досталось огорчений и беженцев после инициированной Соединенными Штатами военной интервенции в Сирии. Очень сложно удержаться на орбите бесконечных геополитических потрясений и унижений, источником которых является Вашингтон.
Однако американцы не собираются менять ковбойских привычек. Пентагон заявил, что покупка Анкарой С-400 ставит под угрозу дальнейшее участие турецкой стороны в программе по созданию новейших американских истребителей-бомбардировщиков F-35, и чревато исключением страны из НАТО. Госдеп США обещает применить против Турции санкции в соответствии с законом "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA).
Когда американцы прямо шантажируют Анкару, они достигают прямо противоположного результата. Ни одна иностранная военная база не принесет столько вреда Вашингтону в Средиземноморье, сколько уже принесла грубая и пренебрежительная к "аборигенам" внешняя политика США. И ранее упомянутый аргумент – совместный проект F-35 тоже не безупречен: продажи принудительно растут, а самолеты по 100 миллионов долларов за штуку перманентно падают.
И последнее. Информация о вероятном размещении в Турции российской военной базы уже появлялась ранее – в 2016 году глава МИД Турции говорил о готовности предоставить Москве свою базу. И с тех пор она должна была найти хоть какое-то реальное подтверждение. Но увы, неочевидна целесообразность этой идеи. Пожалуй, эффектный политический ход Анкары адресован исключительно американским партнерам, для которых абсолютно неприемлема потеря стратегической авиабазы "Инджирлик", самой восточной базы Командования ВВС США в Европе.
Зарубежные военно-морские (и авиационные) базы – показатель статуса страны, и условие устойчивого развития экономики, безопасного освоения ресурсов Мирового океана. И, безусловно, Россия заинтересована в возрождении системы зарубежного базирования ВМФ. В перспективе возможно возвращение военных баз на Кубу, во Вьетнам и в Египет, но это совсем другая история.