Сухой остаток от последней встречи Алиев-Пашинян перетягивает в пользу Баку ожидаемый результат. (Прочесть заявление СП МГ ОБСЕ и министров ИД от 29марта.)

Неспроста президент Азербайджана своими последующими высказываниями на “ногах”, по факту подтвердил(самое важное), что то, о чем говорит Пашинян с первого дня своего премьерства  по Карабаху, а именно о необходимости полноценного участия НКР в переговорах в качестве самостоятельной стороны - это к действительности не имеющий отношение “продукт” внутриармянского общественного потребления. И заявление СП МГ ОБСЕ от 9 марта о неизменяемости  существующего переговорного формата,и публикация 5 элементов урегулирования  уже не интерпретируют нагорно-карабахское противостояние в том понимании, в которой придерживалось армянское “представление” по этому конфликту до прихода к власти Пашиняна.

А именно, что конфликт прежде всего во внутри азербайджанской государственности в парадигме “Нагорный Карабах”-колония, а “Азербайджан”-метрополия, а решение вопроса возможно только через применение механизма “права народов на самоопределение.” Вышеупомянутое заявление сопредседателей это транзит(перенесение) или, если хотите, “вживление” в армянскую политическую ткань нового классификатора этой борьбы,  которая, как ни странно, полностью укладывается  в трактовку официального Баку, и существующее противостояние определяет в качестве “нагорно-карабахского армяно-азербайджанского конфликта.”

И данное нововведение  переводит проблему с внутри азербайджанской плоскости (порабощенный народ хочет выйти из состава империи-колонизатора) в разряд межгосударственного.(Война за территории между двумя странами, где Армения агрессор. Т.е. успешные итоги переговоров сначала восстанавливают территориальную целостность Азербайджана.)

Если кто-то хочет возразить, то тогда пусть ответит на вопрос: “Почему в приведённых 5 элементах на первом месте не проведение  референдума за “независимость”, а возвращение  под юрисдикцию Азербайджана всех территорий вокруг бывшего НКАО до референдума?”
Такой расклад по определению лишит армянский “анклав” глубины стратегической обороны  с точки зрения защиты военных рубежей (миротворцы не вечны), и осознание бесперспективности организации эффективной обороны местным населением приведёт или к их добровольному выезду, или же к их “покладистому” принятию требований официального Баку.
Другого просто по природе межчеловеческих отношений и с учетом особенностей армяно- азербайджанского опыта попросту не будет.

Любопытно почему премьер-министр Пашинян не выступает с публичным протестом? А если не выступает, то получается что принимает данную последовательность решения?
Странная, но понятная позиция. Причина очевидно в том, что судя по высказываниям  Алиева (и текста заявления СП МГ ОБСЕ и министров ИД от 29марта с.г.) официальный Ереван на последних переговорах окончательно отказался от венских договорённостей 2016 г. Значит и той ее части, где говорится  о Соглашении о прекращении огня от 12 мая 1994г.

Т.е. Бишкекское Соглашение о перемирии от 12 мая 1994г. Пашинян считает не право обязывающим, отправляет его куда то далеко и берет за основу перемирия письменно неподтвержденные устные результаты Душанбе.

Пашинян фактически дезавуирует (превращает в ничтожный) единственный правовой документ (за подписями Армении, Азербайджана и НКР), который  признавал НКР полноценной стороной конфликта.(Интересно, кто дал ему эти полномочия?) В самый раз начинать расследование из-за подмены глобальных интересов Республики Армении в нагорно-карабахском вопросе.
А то, что интересы подмяты видно из содержания пятого элемента:

”Проведение обязывающего волеизъявления  после определенного временного срока на территории НКАО.” (Согласно Конституции Азербайджана решение о выходе автономии из состава государства принимается общереспубликанским, а не региональным голосованием.
А в таком случае большенство всегда будет против независимости НКАО.

Но на минуту предположим, что Алиев согласился с волеизъявлением населения НКАО определить политическое будущее региона через 50 лет. Что с того?
Через не то что 50, а значительно раньше азербайджанцев в Нагорном Карабахе станет больше армян.

Если Пашинян не идёт по пути сдачи НКР Азербайджану, он обязан был наполнить пятый элемент следующим содержанием:
“В плебисците будут участвовать только жители Карабаха отражающие демографическую “картину” НКАО по состоянию на 1991г, исключая из списка голосующих их право продолжателей( детей, внуков и правнуков). Т.е. необходима была  фиксация со стороны переговорщиков от Армении в пятом элементе численности имеющих право решать будушее НКАО в пропорции 80% армяне, 20% азербайджанцы.” Что не было сделано. Неизвестно по какой причине.
Может отсутствие компетентности, может обыкновенное незнание, а может и нечто другое.
И потому во избежание пересудов  и подозрений важно увеличить контроль за переговорами со стороны Президента РА (руководствуясь пунктом 2 Статьи 123 Конституции РА Президент следит за соблюдением Конституции).

И, конечно же, любой документ касающийся НКР под которым стоит подпись премьер-министра или же министра ИД в обязательном порядке проверять на соответствие Декларации о независимости в части Постановления ВС АрмССР и НацСовета Нагорного Карабаха «О воссоединении АрмССР и Нагорного Карабаха» (Конституция РА).
И... и  резюме от встречи Алиев-Пашинян ( Вена 2019).

Во первых, официальный “отскок” от результатов Алиев-Саргсян (Вена 2016).
Их в переговорном процессе больше не существует.

Во вторых, Пашинян признал, что стороной конфликта в качестве суверенной единицы не являются ни тогдашняя НКАО, ни нынешний НКР, а ими считаются только и только Азербайджан и Армения( государства члены ООН). А это означает, что конфликт межгосударственный. И значит Пашинян признает, что войска РА производят на сегодня оккупационный контроль части территории Азербайджана.( Вот почему в качестве первого элемента урегулирования требуется незамедлительное возвращение под юрисдикцию Азербайджана всех “земель” вокруг бывшей НКАО.)
Не зря после переговоров в отеле “Бристоль” Алиев журналистам заявил:
“Для Азербайджана на первом этапе стоит вопрос деоккупации всех территорий Азербайджана.”
(А Пашинян в том же “Бристоле” почему то не заявил, что для Армении на первом месте вопрос признания независимости НКР.)

В третьих, философия (как любит говорить Пашинян) нынешних армяно-азербайджанских встреч на высоком уровне подводит “наблюдающих со стороны” к осознанию того, что: “Нагорный Карабах максимум должен стать Республикой( как Нахичеванская АР) в составе Азербайджана.” А в переговорных процессах НКР(НКАО) будет учавствовать очевидно наравне с представителями азербайджанской общины Нагорного Карабаха.

Ну если такое уже по факту произойдёт, то тогда необходимо будет задействовать Статью 301.1 Уголовного Кодекса РА(Так как Декларация о независимости Армении провозглашающая в том числе  воссоединение РА с НКАО является частью действующей Конституции РА.) И такие действия нужно будет рассматривать в контексте “посягательства на конституционный  строй страны.”

В четвертых, как ни печально, но история ни чему ни учит тех, кто по “начинке” своего идеологического содержания не хочет видеть то, что под “носом”. А именно прецедент с Голандскими  высотами по территориальному спору между Израилем и Сирией и факта признания США этих же самых Голан под юрисдикцией Иерусалима, как  возможности  использования для интересов НКР.

В пятых, до переговорщиков со стороны Армении элементарно не доходит, что “оттуда откуда уйдёт армянский солдат, туда уже никогда армяне не вернутся.” Понимаете никогда!
И в контексте слова определения  “никогда” снова возвращаемся к теме согласованных 5 элементов. Надеюсь все понимают, что до публикации на сайте СП МГ ОБСЕ содержания элементов и последовательности их инкорпорирования  в Карабахе, сопредседатели от министров ИД и Азербайджана, и Армении получили письменное подтверждение на согласие их стран и по элементам, и по линейке  их реализации.(Такова международная практика.) В русле содержательной составляющей последнего предложения становится понятной процедурная повестка встречи Алиева и Пашиняна в Вене. (Нужны были заверяющие подписи и Ильхама Алиевича и Никола Воваевича под всем тем же рабочим документом, расписывающим инструментарий решения теперь уже межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе в контексте все тех же 5 элементов.)

Так что “нитка”наматывается и конец уже виден. Не зря и Пашинян, и Алиев хотят:”Переговорный процесс поддержать гуманитарными акциями.” Наверно близок тот день, когда Пашинян совершит “миротворческий визит” в Баку, а Алиев следуя паритету - Ереван.

Во всяком случае пока что к этому ведут нитки “другов мотальщиков”, выстраивающих новую политическую культуру отношений между Арменией и Азербайджаном. И что то не видно препятствий для реализации опубликованных на сайте СП МГ ОБСЕ элементов умиротворения...
Вообще то даже мысленно невозможно представить, что сделали бы в Турции с Эрдоганом, если бы он допустил нечто подобное с Республикой Северного Кипра. А у нас? Что невозможно Эрдогану по Кипру, возможно Пашиняну по Карабаху.

Думается, что после прочитанного уже и тупому в кубе становится понятной причина заключения под стражу и нахождения не на свободе Роберта Кочаряна.

Владимир Саркисян
политический обозреватель
Руководитель Центра политического программирования

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.