Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin&Co "громкое" заявление министра обороны Армении Давида Тонояна.
Маркедонов напомнил, что 29-го марта в Вене состоялась встреча премьер-министра Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Дипломатических прорывов не случилось, но стороны зафиксировали необходимость продолжения содержательного диалога. Однако не прошло и нескольких часов после переговоров, как карабахская история получила интригующее продолжение.
"Министр обороны Армении Давид Тоноян, находясь с официальным визитом в США, выступил с громким заявлением. Во время встречи с представителями армянской диаспоры в Нью-Йорке он предложил формулу "новая война - новые территории". По его мнению, широко обсуждаемая схема достижения мира "территории в обмен на мир" не является релевантной", - написал Маркедонов.
По его словам, министр, конечно, оговорился, что компромисс с Азербайджаном возможен, но жестко предупредил, что в случае возобновления боевых действий, армия его страны сможет дать достойный ответ, чреватый новыми территориальными потерями для противника.
"Заявление Тонояна наделало шума. И, прежде всего, потому, что слишком выбивалось из общего ряда заявлений последних нескольких месяцев. Министр говорил не просто о неготовности к односторонним уступкам, но и угрожал в случае начала военных действий территориальной экспансией. Означает ли нью-йоркское заявление Тонояна некий разворот в подходах официального Еревана? Чем мотивирован столь избыточный "милитаризм"?", - задается вопросом Маркедонов.
Он отметил, что во-первых, нагорно-карабахский вопрос был и остается одним из центральных сюжетов армянской внутренней политики. Новая власть становится мишенью для оппонентов. Все ее попытки выстроить диалог с Баку оппоненты используют для обвинений едва ли не в предательстве национальных интересов. Так легче набрать дивиденды, особенно на фоне растущих социальных проблем и отсутствия четкого видения перспектив у правительства и лично премьера.
"В этом контексте Тоноян отправляет сигнал и рядовым гражданам, и активным политикам. Он демонстрирует, что новая власть будет защищать дело Карабаха не хуже старой. Во-вторых, для внешней аудитории Тоноян начинает играть роль "злого следователя". Он обозначает красные линии, за которые Ереван не отступит. А "добрыми" останутся премьер-министр и глава МИД. Они будут вести переговоры с Баку, тогда как министр обороны будет время от времени предупреждать: всякий компромисс имеет свою цену. И не всякую цену Ереван готов платить", - написал Маркедонов.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.