Переговоры тет-а-тет Пашиняна и Алиева в Вене породили больше вопросов, нежели ответов. Пойдем по порядку.

ПЕРЕД венской встречей Никол Пашинян говорил, что в ходе переговоров будет настаивать на том, чтобы Арцах непосредственно присутствовал за столом переговоров, поскольку изначально было признано, что у конфликта три стороны. Насколько Пашиняну удалось в Вене продвинуться в этом вопросе, он не говорит. А вот Алиев не преминул напомнить, что в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ от 9 марта подчеркивается, что одностороннее изменение формата невозможно, а поскольку Баку против непосредственного участия властей НКР в переговорном процессе, то, продолжил Алиев, субстантивные переговоры продолжатся в том формате, который есть сейчас: между лидерами Армении и Азербайджана.

Перед Веной Пашинян говорил еще о том, в ходе нынешней встречи опять-таки будет не содержательное обсуждение реализации озвученных посредниками принципов и элементов урегулирования, а уточнение, как именно посредники трактуют эти принципы и элементы. Бакинская трактовка этих принципов для Еревана и Степанакерта не приемлема, говорил Пашинян, но отмечал, что не собирается по этому вопросу вступать в заочную полемику с Баку, дескать, не царское это дело… Пусть, говорил Пашинян, те, кто озвучил принципы, а именно сопредседатели, их сами и прокомментируют и уточнят, что конкретно имеют в виду в том или ином случае.

ЧТО ИМЕЕМ после Вены? Алиев как говорил, что для Баку самое главное - восстановление "территориальной целостности Азербайджана в его международно признанных границах", так и говорит. Сопредседатели на призыв Пашиняна, по крайней мере публично, никак не отреагировали и ни принципы, ни элементы никак не прокомментировали, как и не коснулись вопроса, кто вообще имеет право эти принципы и элементы трактовать и комментировать. Посредники лишь приветствуют встречу лидеров Армении и Азербайджана, и их, лидеров, намерение - реализовать определенные гуманитарные инициативы…

Пашинян… А что Пашинян? Он тоже ни принципы урегулирования, ни основные элементы не комментирует, позицию посредников по этому поводу не озвучивает, а говорит лишь о том, что встреча прошла нормально и это никак не означает, что по итогам встречи выиграла та или другая сторона. Дескать, это устаревший подход: победивших и проигравших быть не должно… Конечно, подход очень красивый и гуманный, но, на наш взгляд, вся большая проблема в том, что такой красивый и гуманный подход не разделяет президент Азербайджана Ильхам Алиев. Скорее наоборот: после каждой встречи он стремится зафиксировать тот или иной выгодный для Азербайджана прогресс. Реальный или мнимый - другой вопрос.

В данном случае Баку, по-видимому, может засчитать себе в дипломатический плюс то, что снова в заявлении посредников нет ничего о, похоже, забытых прежних договоренностях об усилении мониторинговой миссии Каспшика и внедрении механизмов расследования приграничных инцидентов. Зато приветствуются "гуманитарные инициативы" двух лидеров.

Одну такую инициативу, о возможности контактов людей, плененных той или другой стороной, с родственниками, Пашинян позже прояснил следующим образом: "Есть граждане двух сторон, и нужно понимать, можем ли мы попытаться организовать встречи с семьями, чтобы у этих людей была возможность общаться с членами своих семей, можем ли мы поручить нашим министрам иностранных дел продолжить этот разговор, чтобы понять суть проблемы. Но также ясно, что у каждого из нас есть свои позиции, в которых мы глубоко убеждены, но мы также можем попытаться говорить о позиции другой стороны, о том, что является в позиции противоположной стороны логичным, а что нет".

По этому поводу один наш коллега задался в эфире вопросом "распространяется ли эта "гуманная инициатива" на осужденных судом НКР азербайджанских диверсантов Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева?" Армянская сторона ничего по этому поводу не конкретизировала, но мы просто уверены, что именно ради этих двух диверсантов Алиев и идет навстречу подобным инициативам…

ПОЧЕМУ УВЕРЕНЫ, если Пашинян об этом не заявлял? Исходя из подходов Алиева: как бы его ни критиковали, президент Азербайджана последователен в достижении поставленных перед собой целей. Ему удалось вытащить убийцу Сафарова из венгерской тюрьмы и, наплевав на мнение международного сообщества, не только амнистировать его, но и всячески наградить и обласкать… Армянская сторона обращала и обращает внимание всего мира на преступность такого подхода, но в глазах своего народа Алиев хотел подчеркнуть, что он своих не бросает, а наоборот, награждает за верную службу.

Сейчас Ильхам Алиев решил, что настал удобный момент вытащить из заключения диверсантов Аскерова и Гулиева. Отметим, что Алиев давно старается на этом поприще и сейчас, похоже, предвкушает, что за первым гуманитарным шагом последуют другие, последует добро и на встречу Аскерова и Гулиева с родней, затем последуют другие шаги и вскоре оба диверсанта в рамках армяно-азербайджанских гуманитарных инициатив вернутся домой и он в очередной раз продемонстрирует своему народу, что верен правилам Крестного отца и своих не бросает…

Могут возразить, что не Николу Пашиняну, ну и - тем более -  не Алиеву решать судьбу Аскерова и Гулиева, а властям Арцаха. Все так, и чрезвычайно важно для оценки хода событий, как они отреагируют. Никол Пашинян уже рассказал Бако Саакяну о своих переговорах в Вене. Степанакерт ситуацию с Аскеровым и Гулиевым в свете новых веяний пока не прокомментировал…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.