Издание imyerevan.com периодически представит выдержки из известной «Черной книги». Это книга-обвинение, в которой знаменитые иностранцы рассказывают о турецких преступлениях конца XIX века и Геноциде армян в Османской империи в 1915 году.
Марк Твен – американский писатель, один из самых известных и популярных во всем мире прозаиков США. В одной из его ранних очерковых книг «Простаки за границей» (1869; перевод на русский язык И. Гуровой и Р. Облонской) отражены среди прочего впечатления писателя от пребывания в Турции. К ним относятся, например, абзацы, посвященные армянам. «Смирна сейчас процветает…
Дома у них большие, чистые, просторные, полы красиво выложены черными и белыми мраморными плитами, во многих есть внутренние дворики с великолепным цветником и искрящимся на солнце фонтаном, куда выходят двери всех комнат.
Просторная прихожая ведет к парадной двери, и здесь женщины проводят чуть ли не весь день. Когда спадает дневной зной, они наряжаются в свои лучшие одежды и появляются в дверях. Все они миловидные, необыкновенно чистенькие и опрятные, и вид у них такой, будто их только что вынули из коробки.
Резня в Дамаске
…Потом мы посетили могилу детей Магометовых и могилу, в которой будто бы похоронен святой Георгий, убивший дракона, и добрались до пещеры под скалой, в которой скрывался Павел после своего побега, пока преследователи не перестали гнаться за ним; а потом нам показали мавзолей, воздвигнутый в память пяти тысяч христиан, которых турки вырезали в Дамаске в 1861 году.
Все христиане, кто только мог, бежали из города, а магометане не желали пачкать руки, предавая земле «неверных собак». Жажда крови обуяла и горных жителей Хермона и Антиливана, и вскоре еще двадцать пять тысяч христиан были вырезаны, а имущество их разграблено. Как люто ненавидят христиан в Дамаске, да и по всей Турецкой империи!
И как дорого они заплатят за это, когда Россия вновь наведет на них свои пушки! На душе становится легче, когда поносишь Англию и Францию за их старания спасти Оттоманскую империю от гибели, которой она вполне заслужила за минувшее тысячелетие.
Ни один китаец не вызывал у меня такой неприязни, как эти вырождающиеся турки и арабы, и я надеюсь, что, когда Россия будет готова снова пойти на них войной, Англия и Франция поймут, что их вмешательство и непристойно и безрассудно.