Несколько дней назад председатель общественной организации "Фермерское движение" Саркис Седракян говорил о бесчисленных проблемах сельскохозяйственной отрасли в Армении, которая, с ликвидацией профильного министерства и, как следствие, уходом последних квалифицированных специалистов обречена на неизвестность. Впрочем, из слов председателя можно заключить, что как раз хорошо известно, что произойдет с сельским хозяйством, — впереди коллапс.
Если открыть справочник, удивишься тому, что, как выясняется, сельхозугодья страны составляют чуть менее 57% территории. Однако здесь нужно вспомнить, что в эти проценты входят и теоретически пригодные для сельского хозяйства площади, но реально не обрабатываемые. Кроме того, больше половины всех вместе взятых угодий пригодны лишь под сенокосы и пастбища, возделываемых земель мало, в основном они в долинах Аракса. Сюда можно прибавить вечную проблему с орошением, и дальше можно не углубляться в остальные проблемы — имеющихся вполне достаточно.
Казалось бы, в таких условиях государство должно держать отрасль в хрустальной коробочке, да на мягкой подушечке. Между тем, по словам Седракяна, "сегодня в министерстве сельского хозяйства ощущается нехватка квалифицированных кадров, должности занимают не специалисты, а молодые люди, которые могут быть разве что презентабельными на публике".
При этом воспрянувшие было духом во время "бархатной" смены власти фермеры пока не ощутили положительных сдвигов. Фермеры разочарованы, говорит Седракян, ведь поставленная руководить молодежь даже и не думает обращаться за помощью и советом к профессионалам.
В связи с "оптимизацией" Минсельхоза среди фермеров царит неопределенность, поскольку они могут лишь гадать о государственной политике в этой сфере. Да и будет ли она вообще, государственная политика в отношении сельского хозяйства – будут ли топливо, семена, удобрения?
Седракян говорит с горечью, что если раньше губернаторы и чиновники на местах были склонны к мздоимству, но хотя бы компетентны, то новые руководители — полная противоположность прежним: взяток не берут (по крайней мере, пока), но в сельском хозяйстве практически не разбираются.
Председатель "Фермерского движения" подсчитал, что приблизительно половина посевных площадей не обрабатывается: это невыгодно, и людям непонятно, на каких условиях фермер может возделывать землю, даже если у него есть на то желание. Если коротко, то всех интересует ответ на вопрос: если не Минсельхоз, то какая конкретно подструктура станет ими заниматься? Интересны, в том числе, и персоналии – опять же, учитывая проблемы с компетентностью.
Вместо того, чтобы с упрямством, достойным лучшего применения, продолжать укрупнять общины, лучше укрупнить фермерские хозяйства. Это, по мнению специалистов и самих сельчан, приведет к ощутимому снижению затрат и себестоимости сельскохозяйственной продукции.
"Если власти продолжат такой подход, то, боюсь, к концу следующего года государство не сможет выплачивать даже пенсии", - выразил свои опасения Седракян и добавил, что крестьянам важно показать, что есть ведомство, которое занимается ими и их проблемами.
Дело в том, что если не заниматься, например, сферой образования – или заниматься ее порчей – печальные результаты проявятся через несколько лет. В случае с сельским хозяйством срок катастрофы составит пару-тройку месяцев: продукции или не будет, или будет, но сгниет, или ее будет слишком мало, и картошка по цене лишь немного уступит красной икре.
К чему это все? К тому, наверное, что бедность, может, и в головах самих людей, но государственные органы все же имеют некоторые обязательства. Обязательства перед фермерами, например. Иначе можно резонно спросить: а зачем вообще в таком случае они нужны, эти государственные органы?