В Вашингтоне старательно обходят суть конфликта вокруг Транскаспийского газопровода. Однако вопрос заключается в том, что Американцы сами пытаются прибрать к рукам европейский газовый рынок. А ведь американский газ на порядок дороже российского (в масс-медиа варьируются разные цифры — от 20 до 50 процентов), что для европейцев попросту неприемлемо с точки зрения экономики и промышленности.

Вот и пытаются в Европе найти альтернативу российскому газу. Ну, чтобы те же американцы не могли бы обвинять их в том, что они предпочитают находиться под пятой "российского газового монополиста", нежели покупать природный газ у союзников, хоть и дороже… Однако дойдет ли туркменский газ по дну Каспия, через Азербайджан, Грузию и Турцию до заказчика по узкому горлышку карабахского конфликта?

Ведь европейцы великолепно знают цену каждой копейки, инвестированной в такие крупные проекты, как 300 километровая ветка газопровода по дну Каспия. Так рискнут ли они такими суммами, осознавая, что туркменский газ будет проходить через настолько взрывоопасный регион, каким сегодня является Южный Кавказ? Тем более, что газопровод TANAP (через который азербайджанский газ сегодня поставляется в Турцию), проходит всего лишь в нескольких километрах от линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил. То есть натурально на расстоянии вытянутой руки.

Между тем одной лишь трехсоткилометровой веткой по дну Каспийского моря европейцам не обойтись. Дело в том, что тот же Южный газовый коридор (ЮГК) имеет годовую пропускную мощность всего лишь в 16 миллиардов кубометров. Для сравнения следует знать, что та же Россия поставляет в Европу в год порядка 200 миллиардов кубометров газа.

То есть объяснение, что европейцы попросту пытаются уйти от своей газовой зависимости от России, не выдерживает никакой критики, если… Если европейский проект не будет распространяться на весь ЮГК, который по объему поставок на европейском рынке мог бы конкурировать с российскими сегментом. То есть строить придется газопровод не только по дну Каспия, но и сухопутный участок от Баку до Европы — порядка 3500 километров.

Уж такими астрономическими суммами европейцы рисковать вряд ли будут хотя бы до тех пор, пока не будет урегулирована карабахская проблема. Пока опасность возобновления военных действий между Карабахом и Азербайджаном витает в воздухе.

Причем следует понимать, что именно от европейцев урегулирование конфликта зависит в последнюю очередь. Большим потенциалом содействия мирному урегулированию карабахского конфликта обладают те же Россия, Иран и даже Соединенные Штаты.

Однако в ближайшее время этого, к сожалению, планировать не стоит, поскольку уж слишком разные, диаметрально противоположные позиции и подходы касательно карабахского урегулирования имеются у армянской и азербайджанской сторон. И уж точно не европейцам, находящимся отсюда достаточно далеко, пытаться урегулировать конфликт, который длится вот уже тридцать лет.

С этой точки имевшая место в апреле 2016 года эскалация в зоне карабахского конфликта вредит в первую очередь Азербайджану. Ведь если однажды нервы у одной из противоборствующих сторон сдали, то нет никаких гарантий, что это не повторится. А значит, и больших инвестиций, связанных с теми районами, где пару лет назад шли военные действия, ждать не следует. Ведь военные действия тогда разворачивались, например, в Талыше (Нагорный Карабах), откуда до газопровода, поставляющего азербайджанский газ в Турцию, действительно рукой подать. Всего лишь 30 километров.

Так что на строительство 3500-километрового газопровода европейцы сейчас уж точно не раскошелятся. И не будут получать свою копейку за транзит туркменского газа в Европу уже потирающие руки Азербайджан, Грузия и Турция. Большие деньги, которые придется инвестировать в проект, любят тишину и покой и никогда не вкладываются в регионы, где есть опасность военного конфликта.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.