В середине второго тайма матча сборных Армении и Польши в июне 2007 года в Ереване (это был отборочный матч Чемпионата мира) наши получили право на штрафной удар. До ворот было довольно далеко, но Гамлет Мхитарян редким по красоте ударом прямо с точки послал мяч в девятку ворот польского голкипера. Ликовали игроки, тренеры во главе с Яном Портерфилдом, болельщики – тем более что этот футбольный шедевр от Мхитаряна принес армянской сборной историческую победу.
В интервью Sputnik Армения Гамлет Мхитарян говорит, что в начале 1990-х армянский клубный футбол был сильнее – за счет игроков, выступавших на чемпионате СССР, уровнем намного выше тех, кто пришел им на смену. Была конкуренция, игроки боялись потерять место в составе, и неважно, что оплачивался труд тех футболистов очень скромно. "Часто мы играли вовсе не за деньги", - говорит Мхитарян.
Мхитаряну еще шестнадцати не исполнилось, когда его взяли в "Котайк" из Абовяна, неплохо игравший тогда в первой лиге СССР. Через год оказался в "Арарате", поиграл в дубле – в 1991 году второй состав главной команды Армении был силен. После 14 беспроигрышных матчей дублеров Мхитаряна подпустили к основе, тогда же его пригласили в юношескую сборную СССР.
Но Союза скоро не стало, игроки разошлись по национальным чемпионатам и сборным и, естественно, уровень футбола в каждой из постсоветских стран оказался заметно ниже, чем, так сказать, в "общем доме". Вот и армянский чемпионат несколько лет смотрелся на старых запасах – особенно силен в то время был "Арарат", в котором остались еще прежние игроки.
Но "корифеи" очень быстро подались в легионеры, и винить их за это нельзя – зарабатывать-то надо. В армянских клубах осталась необстрелянная молодежь, делавшая первые футбольные шаги, а рядом с ними не было тех, кто мог бы научить, показать, передать опыт. Это и была, среди прочих, одна из причин регресса армянского футбола.
Мхитарян тоже подался за границу – в Израиль, Ливан, Казахстан, Беларусь, а потом долго играл в Иране, где и перешел на тренерскую работу. Даже ездил на просмотр в "Монако", где тогда играли Шифо, Бартез, Трезеге, Анри, а тренером был знаменитый Тигана. Но там что-то не сложилось, и Гамлет заиграл в клубах поскромнее.
Наверное, нет на свете футболиста, карьеру которого можно назвать спокойной: неизбежны трения, порой конфликты и с одноклубниками, и с тренерами. А то и болельщики устроят обструкцию после пары невнятных игр или не забитого из убойной позиции мяча, — это все сопровождает каждого спортсмена.
Вот поэтому тоже Гамлет отыграл за сборную Армении не так много, как мог бы и, скорее всего, хотел. Впрочем, тот самый красавец-гол полякам стоит, быть может, десятка иных матчей, но это только с болельщицкой колокольни. Порядком времени прошло, прежде чем Мхитарян и тренировавший сборную Армении Варужан Сукиасян решили проблемы. Сукиасян тогда был наставником армянского клуба в Ливане, и Мхитарян заиграл там.
Игроку не грубому, но вспыльчивому, Мхитаряну судьи частенько давали посмотреть на желтые, а то и красные карточки. Мешать это еще более успешной игре, конечно, мешало, но футбольный талант карточки не задушат.
…А праздновали гол со штрафного всем стадионом и всей страной. Мхитарян говорит, что радость от каждого забитого мяча выражается по-разному, тут много нюансов: кому именно ты его забил, каким стал после твоего мяча счет, официальный это матч или нет… Понятно, что единственный гол в матче с поляками весит много больше, чем один из шести Гибралтару, хотя и Гибралтару наша сборная умудрилась…
Впрочем, не будем о грустном. Лучше подождем с нетерпением тренера Гамлета Мхитаряна. Как знать, как сложится его судьба на этом поприще, возможно, что наши стадионы опять начнут скандировать его имя. Хотелось бы в это верить.