Премьер-министр Армении Никол Пашинян отправится с официальным визитом в Иран через неделю, 27 февраля. Сама информация уже официально подтверждена, однако повестка визита пока не разглашается.
О деталях, по всей вероятности, общественность будет узнавать по ходу визита, сказал министр экономического развития и инвестиций Армении Тигран Хачатрян, отвечая на вопрос Sputnik Армения.
Другими словами, пока Пашинян не прилетит в Иран, спектр обсуждаемых вопросов известен не будет.
А недостатка в них, кажется, нет. По словам Хачатряна, на данный момент в армяно-иранской экономической повестке самым существенным является вопрос ратификации соглашения между Ираном и странами ЕАЭС о создании зоны свободной торговли.
"Ряд стран ЕАЭС уже ратифицировал соглашение, две страны, в том числе Армения, скоро завершат процесс. Соглашение ратифицирует и Иран, и в итоге у нас будет упрощенная торговля между странами ЕАЭС и Ираном", - сказал министр.
Он также подчеркнул, что в Иране действуют довольно строгие процедуры во внешней торговле, что сильно усложняет экспорт товаров в эту страну. После вступления соглашения в силу, от 3 до 5 тысяч наименований будут импортироваться и экспортироваться в упрощенном порядке, что позволить улучшить ситуацию в целом.
Следующий важный шаг в направлении развития экономических отношений с Ираном – создание и эксплуатация зоны свободной торговли в Мегри. Уже более трех лет власти Армении, как бывшие, так и нынешние, связывают с ней большие надежды, которые, увы, не сбылись по сей день.
Будет ли армянский премьер обсуждать этот вопрос с иранскими властями, пока не ясно.
"Это наш внутренний вопрос. Он напрямую не относится к Ирану", — ответил министр.
По его словам, еще не решен вопрос с территорией для будущих резидентов свободной зоны. Нынешнюю территорию в 1,8 га нужно расширить, чтобы хватило места всем желающим. Но по ряду причин организационного характера, эти участки еще не оформлены. Пока не утвержден и порядок контроля за перемещением людей и грузов (учитывая, что в свободной хоне действует особый контроль, близкий пограничному).
В любом случае, Тигран Хачатрян надеется, что в течение года в этом направлении будут зафиксированы существенные положительные сдвиги.
Независимый эксперт по вопросам Ирана Вардан Восканян настроен намного оптимистичнее. В беседе со Sputnik Армения иранист подчеркнул важность шагов в направлении реализации энергетических программ.
"У нас есть сделка "газ взамен на электричество", которая позволит значительно увеличить объемы, если будет задействована третья высоковольтная линия в сторону Ирана. В этой сфере у нас есть очень интересная программа в связи с формированием электро-энергетического коридора в четырехстороннем формате Россия-Грузия-Армения-Иран. Это программа крайне важна, учитывая, что в ней крайне заинтересованы все без исключения стороны", — сказал Восканян.
Особенно этот проект важен для Армении, подчеркивает иранист.
"Фактически, хотя бы в одной сфере мы становимся для Грузии альтернативой, нивелируя ее зависимость азербайджано-турецкого союза. В этот процесс вовлекается также Россия, что исходит из ее интересов. Очевидно, что российское присутствие в Грузии увеличится", — отмечает эксперт.
Еще одна "больная мозоль", на которую указывает Восканян, проект железной дороги Армения-Иран, который так и остался висеть в воздухе. Хотелось бы, чтобы этот вопрос все-таки был включен в повестку переговоров, отметил он.
По оценке Вардана Восканяна, железная дорога стратегически важна не только с экономической, но и политической точки зрения.
"Это инструмент для нейтрализации постоянно звучащих со стороны Азербайджана заявлений о том, что Армению нужно изолировать", — сказал Восканян, добавив, что шаги, направленные на реализацию этой программы, могут стать нашим ответом Азербайджану.
Что касается зоны свободной торговли с Ираном, Восканян уверен, что Армения здесь не имеет права на промедление.
Мы не должны упускать возможности стать важным связующим звеном в транспортном и энергетическом сегменте Персидский залив – Черное море с одной стороны, с другой, в оси ЕАЭС – Иран, уверен он.
"Если мы сможем привести в действие эти два участка и осуществить имеющие на этих участках программы, то, мне кажется, Армения приобретет вес на Южном Кавказе и Ближнем Востоке", — сказал Восканян.
А какие из перечисленных вопросов станут приоритетными в повестке встречи премьер-министра Армении с иранским лидером, и какие результаты эта встреча даст Армении, станет ясно только 27 февраля.