Энергетические затраты ереванцев могут резко возрасти, что следует из предложения мэра Айка Марутяна чаще ходить пешком. При этом восстанавливать силы тоже станет непросто – правительство намерено перевести на самообслуживание и рост благосостояния граждан. Пошевелил мозгами, открыл себе рабочее место, заработал кучу денег, купил стейк Ribeye Wagyu по двести пятьдесят долларов за штуку, попил чаю Twinings и иди себе в баню.
Зачем Марутяну надо было идти в мэры? Смешил себе публику, людям нравилось, кто-то артиста очень любил, кто-то – не очень, кто-то просто относился с симпатией, но Марутяна не жалел никто. Зачем, на каком основании? Сейчас многие жалеют. Мэр-юморист рассуждает о том, чего знать не может, и хорошо бы, чтобы когда-нибудь узнал.
Представьте себе тенора с консерваторским образованием, приставленного к металлургической промышленности, где ему надо не только понимать процесс плавки, но еще и объяснять людям, как закаляется сталь.
Разумный тенор ввязываться в такие дела не станет, но если уж влип, то ему придется учиться, учиться и еще раз учиться. На что потребуется не только время, но еще и интерес к металлургическому процессу, а без знающих наставников его ждет неизбежный антимузыкальный швах.
…Зарисовка с натуры. Марутян рассказывает журналистам об автомобильном коллапсе в Ереване. Слышим многое до боли знакомое: беспрецедентный приток автомобилей в город, автобусы изношены и их добрая половина уже в будущем году подлежит списанию, новая транспортная сеть будет готова только через два года, но пока то да се, жить как-то надо, и задача мэрии понять, что можно сделать уже сейчас.
Дальше мэр повторяет верховного главнокомандующего нашей жизни: каждый человек сам должен способствовать сокращению этой нагрузки – хотите снять напряжение с улиц, больше ходите пешком.
Мэр говорит, журналисты слушают. Рядом топчутся упитанные дядьки, скорее всего, мэрские работники, шепчутся о чем-то, сдержанно улыбаются. Они, прожженные спецы и матерые волки, знают то, чего не знает мэр.
Например, знают то, что менять опытного директора автопарка на молодого человека двадцати с небольшим лет нельзя. Знают, что через два года лучше не станет. Знают, что часто надо поступать нетривиально, пусть логики будет мало, но не следует преувеличивать значение этой самой логики при принятии кардинальных решений.
Они понимают, что если из других городов в Ереван каждый день приезжает больше пятидесяти тысяч автомобилей, чтобы заниматься извозом, значит, в тех самых городах зарабатывать больше негде.
Знают, что если в одном месте сужаешь возможности людей, в другом надо расширить, иначе это ведет к безработице. Знают, что если объявляешь массовую амнистию, то жди взломов, разбоя, убийств.
Дядькам из свиты мэра известно: в таблицу умножения верить не надо, ее надо знать. Главный архитектор Еревана Месчян это знает, главный советник градоначальника Камо Ареян тоже знает, знают оставленные у дел другие опытные работники мэрии, а вот сам мэр Марутян пока не знает. Откуда, с чего вдруг он должен знать? Он же из другой оперы, он ведь не Леонардо да Винчи, чтобы одновременно быть художником, изобретателем, писателем, музыкантом. А еще шоуменом и градоначальником. Чай, не в эпоху Возрождения живем…
Стоявшие в сторонке посмеивающиеся дядьки понимали: все эти разговоры насчет новых станций метро в ближайшем будущем, замены лифтов в два счета, детсадов россыпью и в шаговой доступности – как название известного фильма со знаменитым Адриано Челентано в главной роли. Как если, не имея нефти под ногами, решить добывать полезные ископаемые на луне.
…Время летит быстро, а когда чего-то ждешь долго, но не получаешь, то летит еще быстрее. Марутян, превратившись из успешного шоумена в многострадального мэра, как может поддерживает в людях и в себе тот самый "Духов!", который должен привести страну к всеобщему счастью.
…Ереван – весомая по значимости часть страны. В Китае говорят: "Если не знаешь, куда идешь, зачем тебе туда идти?". Градоначальники калибра Григория Асратяна, которые могли из, условно говоря, ничего сотворить всем приятное нечто, может, и не исчезли, но, похоже, сегодня их и не ищут. Не только на кресло мэра. И тогда что? Тогда то, что видим, как славный парень Айк Марутян, обладающий определенным набором приятных качеств, назвался груздем, полез в кузов, а дальше – вовсе не смешно.
Разве что дядьки слушают да посмеиваются. Дядьки знают: должность мэра, можно сказать, расстрельная, так было, есть и будет. О решении Марутяна отказаться от личной охраны и самому водить служебный автомобиль приятно слышать, но проблемы города это не решает.