Представление программы правительства в парламенте ознаменовалось заявлением Никола Пашиняна о старте всенародной экономической революции. Слово "всенародная" в таком контексте, правда, смотрится несколько странно, ибо никакие революции, и особенно экономические, "всенародными" не бывают.
Успешная экономическая революция, совершить которую в мире удалось немногим странам, вовсе не предполагает "всенародного" участия – наоборот, это результат, достигнутый командой грамотных специалистов, точно знающих конечную цель и заранее рассчитавших все ходы. "Весь народ" может только ожидать этих результатов, поэтапно включаясь в экономическую жизнь, по мере продвижения реформ.
Скажем, для того, чтобы страна "всенародно" начала выплачивать налоги, не утаивая их и не уклоняясь, нужны не увещевания и угрозы, а правильно разработанное законодательство и грамотная организация работы надзорных органов. И это лишь один аспект из сотен.
Но не будем придираться к словам, как и к тому, что это уже не первое провозглашение старта "армянской экономической революции". О полной и безоговорочной капитуляции коррупции нас извещали уже неоднократно, "дело 1 марта" раскрывается "окончательно" раз в два месяца, так что несколько стартов "экономической революции" не должны смущать. Тем более что мы-то помним, как через несколько дней после "бархатной" смены власти нам сказали, что с экономическими монополиями покончено раз и навсегда, а теперь борьба с ними же включается в пятилетнюю программу правительства.
Новое правительство рассматривает сферу высоких технологий как приоритетную и, как заявлено, будет создано соответствующее министерство. Деятельность правительства будет направлена на построение высокотехнологичной экономики, ориентированной на экспорт, с развитой промышленностью, с сохранением высоких экологических стандартов. Все это очень хорошо и замечательно, но главная трудность в том, чтобы все это реализовать.
Таким грандиозным проектам нужно грандиозное финансирование – откуда оно возьмется, в программе правительства ни слова не сказано. Уверениями и просьбами инвестиций не добиться, значит, нужны соответствующие условия. Нужны рынки сбыта, определенные заранее, для экспорта продукции высоких экологических стандартов, выпускаемой той самой развитой промышленностью. Нужно еще, чтобы продукция эта была конкурентоспособна и имела внушительные объемы. И это минимальный набор необходимых условий, пункты, взятые практически наугад из огромного списка.
Допустим, что в короткие сроки в Армении удалось достичь экономических условий, благоприятных для инвестиций. С мозгами и руками, необходимыми для развития высоких технологий у нас проблем не было пока – что есть, то есть. Вопрос в том, пойдут ли инвестиции в Армению конкретно для этой сферы, и вообще дадут ли Армении развивать высокие технологии до такой степени, чтобы она стала конкурентоспособной в мировых масштабах?
Потому что если мы будем ограничиваться мелким производством, разовыми акциями, то и огород городить не стоит. Пару лет назад много шума было поднято смартфонами армянского производства, даже был ажиотажный спрос – сейчас ни спроса нет, ни производства, кажется, все как-то аккуратно и незаметно забылось.
Дело в том, что на рынке высоких технологий есть свои лидеры и многочисленные сильные корпорации и компании на вторых ролях. Им совершенно не выгоден еще один конкурент, и они станут делать все, чтобы не допустить никакого прорыва в этом плане – не только в Армении, в других странах тоже. Страны, подобные Армении, нужны международным корпорациям исключительно в качестве потребителей их продукции, и не надо быть крупным специалистом, чтобы понимать – даже попытки производства чего-то для собственного маленького рынка встретят сильное противодействие.
Готова ли Армения к такому давлению с Запада – вряд ли, тем более что давление будет далеко не только экономическим. В западных компаниях, представляющих аналогичную сферу, занято очень много специалистов, например, из Индии, Шри Ланки и Бангладеш, но кто назовет высокотехнологичную продукцию этих стран, завоевавшую сколько-нибудь заметное место в мировом рейтинге?
Вот речь как раз об этом – амбициозные планы хороши лишь при условии, что они выполнимы. Иначе мы увидим еще немало стартов экономических революций.