Собеседник «Аравот» — экс-замминистра обороны, экс-председатель комисии НС по внешним отношениям и обороне Артак Закарян
– Господин Закарян, представители РПА все время заявляют о том, что власти Армении «забыли» договоренности, достигнутые в Вене и Санкт-Петербурге, тогда как министр иностранных дел Зограб Мнацаканян на днях уточнил: эти договоренности не игнорируются, к ним прибавились еще и душанбинские. Он также уточнил, что вопрос статуса Арцаха так же важен, как и вопрос безопасности. Следовательно, есть ли основания для беспокойства?
– Тот факт, что для эффективных переговоров необходима атмосфера доверия, однозначен. Мы неоднократно говорили, что нельзя с одной стороны все время нарушать режим перемирия, а с другой применять воинственную риторику, а с третьей ожидать переговоров по мирному урегулированию конфликта. Выполнение достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей могло бы дать реальные гарантии формирования атмосферы доверия на линии сопрокосновения. Это дало бы возможность ОБСЕ заняться случаями нарушения режима перемирия и потребовать от сторон уважать соглашение 1994-95гг. Если эти договоренности не игнорируются, то необходимо говорить о них на уровне официальных заявлений. Достигнутая в Душанбе устная договоренность, естественно, является положительной до тех пор, пока Азербайджан надеется на хорошие (проазербайджанские) результаты в переговорах. Нет никаких реальных гарантий, что Алиев, до сих пор не исключающий военное решение конфликта, не станет игнорировать устную договоренность и не будет снова напрягать ситуацию на передовой.
– Министры иностранных дел РА и Азербайджана уже провели пять встреч, главы государств – четыре. Не исключено, что в ближайшее время еще одна встреча состоится в Мюнхене. На Ваш взгляд, эти встречи направлены «на ознакомление с предысторией конфликта и ее обсуждение» или все же уже можно говорить о наличии переговоров? Хотя и после давосской «случайной» встречи премьер-министр РА уточнил, что переговоров нет, и сюрпризов не будет. Кстати, 28 января президент Азербайджана выступил с очередным заявлением: «Наши позиции в переговорном процессе сильны. Азербайджан не намерен мириться с оккупацией своих территорий, и мы показали это на поле боя».
– Судя по заявлениям сторон, переговоров, как таковых, нет, и речь идет лишь о подготовительной работе.Тем не менее, нет ответа на вопрос, как именно стороны собираются готовить народы к миру и что это означает. Если Алиев говорит, что Азербайджан не намерен мириться с так называемой оккупацией, является ли это миротворческой инициативой, или же это шантаж перед началом переговоров? И потом, нужно ли готовить армянский народ к миру? Ведь в регионе гарантом мира и народом, терпеливо ожидающим установления мира, является именно наш народ. Уроки, которые нам преподала история, нельзя забывать, поскольку под прикрытием так называемой дружбы народов по отношению к нам был совершен Геноцид, и нас было множество жертв, мы потеряли территории в карабахской войне. Для меня более или менее надежными мир будет тогда, когда независимость Республики Арцах получит международное признание и будет гарантирована безопанность ее народа.
– С первого же дня своей работы в должности премьер-министра Пашинян говорил о возвращении Арцаха за стол переговоров.На ваш взгляд, какие шаги в этом направлении предприняли власти РА и когда можно будет увидеть руководство Арцаха за столом переговоров?
– Тот факт, что Арцах официально должен вернуться за стол переговоров, сомнению не подлежит. Тот факт, что народ Арцаха должен сам вершить свою судьбу и иметь полноценную возможность реализовать свое право на самоопределение, тоже не подлежит обсуждению. Надеюсь, что действующие власти не отойдут от данного принципа.
– В прессе обсуждаются сроки, согласно публикациям, до лета текущего года будет подписан документ об урегулировании Арцахского конфликта. На ваш взгляд, это сплетни или же Вы видите возможным подобное развитие событий?
–Я не исключаю ничего, потому что, как я однажды уже говорил, на мой взгляд, в данном вопросе может быть давление извне. Мы все время критикуем власть, особенно в вопросе карабахского урегулирования, но это опасения, которые мы обязаны озвучить. Я уверен, что если в данном вопросе власти окажутся в трудной ситуации, то это ни для кого не станет поводом для злорадства. Этот вопрос касается всех нас, и в позитивной динамике заинтересованы мы все. И не случайно, что пресса все время реагирует на любое озвученное мнение. Ясно одно – власти должны проявить осторожность и бдительность, чтобы не оказаться в ловушке.
– Как Вы относитесь к внутриполитическим процессам в Азербайджане.Чем они могут закончиться?
– Чем угодно, пусть тем и закончатся. Мне абсолютно все равно, какой страной является Азербайджан – демократической или авторитарной. В 1990-94 гг․ мы вели борьбу и против авторитарного, и против демократического Азрбайджана. Оба имели большое желание убить, ограбить, уничтожить армян в Арцахе и приграничных районах Армении. Это их внутреннее дело, но есть одно обстоятельство, которое пока еще теоретически, но тем не менее исключать нельзя. Если в Азербайджане продолжатся и расширятся массовые акции протеста, то они не такие демократичные и терпимые как мы, они не смогут мирно передать власть лидерам с улицы. Это чревато военной авантюрой – с целью отвлечения внимания и введения военного положения.
– Господин Закарян, поводом для бурных обсуждений стали изменения в структуре правительства, в частности, тот факт, что СНБ и Полиция находятся в подчинении премьер-министра. Этот вариант предлагался еще тогда, при власти РПА и жестко критиковался оппозицией, в том числе и Николом Пашиняном. Сейчас, когда РПА больше не находится у власти, продолжает ли партия на стаивать на том, что это правильное решение. Премьер-министр Пашинян, кажется, свой подход изменил.
– По этому вопросу я пока еще ничего конкретного сказать не смогу до тех пор, пока не опубликован закон о структуре и деятельности правительства. Когда мы были у власти, подобный подход не был самоцелью и имел свои обоснования и причины. Из спонтанных заявлений правительства пока еще не ясно, какая именно программа будет представлена на утверждение НС, следовательно, непонятно, как именно правительство собирается воплотить в жизнь свои программы. Пока еще обсуждения проводятся на любительском уровне, в Фейсбуке и в прессе. Полагаю, в ближайшее время у нас будет возможность более серьезно обсудить эти вопросы.