Анонсированный визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран обещает стать важной вехой в дальнейшем развитии двусторонних отношений. Это первый визит Пашиняна в Исламскую Республику в статусе премьера.

По мнению заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, в результате внутриполитических изменений в Армении наступила некоторая пауза в отношениях с Тегераном.

"Нельзя сказать, что эти отношения ухудшились, но динамика их развития замедлилась. Нужно максимально быстро этот пробел устранить, а встреча на уровне первых лиц – лучшее средство для решения этой задачи", - отметил он в интервью Sputnik Армения.

Восканян предполагает, что в первую очередь, акцент нужно делать на политической составляющей – в условиях санкций США против ИРИ. Кроме того, после смены власти в Армении для Ирана возникла необходимость понять, как будет позиционировать себя Ереван в нынешних реалиях.

От эффективности политического диалога зависит и реализация экономических проектов с Ираном. В первую очередь это создание транспортного коридора Персидский залив – Черное море, частью которого должна стать территория Армении. Решение этой задачи позволило бы Еревану значительно нивелировать последствия турецко-азербайджанской блокады. С иранской стороны ранее уже были позитивные месседжи в этом направлении — о готовности работать с Арменией заявлял еще в сентябре 2018 года президент Ирана Хасан Роухани. Последний встречался с Пашиняном на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

"Задача армянской стороны в данном случае – достичь конкретных договоренностей с Ираном. Азербайджан проводит целенаправленную политику по изоляции Армении. С другой стороны есть закрытая граница с Турцией. В этой ситуации нам нужно обеспечить работу оси Север-Юг. Здесь, конечно, важна и позиция Грузии", - считает востоковед.

Также наш собеседник обращает внимание на сбалансированную позицию Ирана по такой животрепещущей для Армении теме, как карабахский конфликт. Тегеран непосредственно не вовлечен в процесс урегулирования, но его фактор как региональной силы в этом контексте крайне важен.

Отметим, что Иран, к примеру, выступает решительно против размещения в зоне карабахского конфликта миротворческих сил. В Армении также относятся к этой идее без особого энтузиазма.

Восканян считает, что Армения может получить пусть и скрытую, но поддержку Ирана в отстаивании своих интересов в будущих дипломатических баталиях. Тем не менее, необходимости в изменении минского формата эксперт не видит.

Что касается санкций США и их влияния на армяно-иранские экономические связи, то, по мнению Восканяна, эти ограничительные меры создают некоторые риски для армянских предпринимателей. Но это управляемые риски, и Армения ни в коем случае не должна отказываться от идеи расширения партнерства с Ираном. Это расширение в первую очередь исходит из интересов самой Армении.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.