В ходе визита в Германию, на встрече с армянской общиной Кельна премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что 27 февраля отправится с визитом в Иран. Анонс визита в Иран именно в Германии стал симптоматичным шагом, учитывая то, что много лет подряд Армения рассматривается как оптимальный путь для соединения Ирана с Европой – автомагистралью, газопроводом, возможно, железной дорогой.
Многие проекты кажутся невероятными, часть обсуждается, а проект автомагистрали находится на стадии реализации.
Есть и другая сторона вопроса. Германия пытается капитализировать свое экономическое превосходство в геополитическом смысле. Стремление Берлина вполне понятно, потому что в современном мире нельзя быть только экономической сверхдержавой без военно-политических амбиций и проектов.
А эти проекты не могут быть эффективными, если не будут затрагивать два ключевых региона – Кавказ и Ближний Восток, которые считаются «вечными кратерами» геополитики.
На этом фоне визит армянского премьера в Германию охватывал не только вопрос Кавказа, где Армения вместе с Арцахом является ключевым фактором. Армения является фактором и в ближневосточном регионе – в цивилизационном смысле. А геополитика основывается на цивилизационной почве и получает от нее питание.
Это, безусловно, ценный аспект, признанный со стороны силовых центров. В этом смысле Армения может стать важным партнером для Германии, которая стремится расширить свою геополитику и не может обойтись без Ближнего Востока и Кавказа.
Иран также является ключевым игроком на ближневосточной арене, и Армения находится с ним в контакте по поводу направления в Сирию гуманитарной миссии под армянским флагом, которая может стать скромным, но важным фактором соблюдения армянских интересов в регионе.
Может ли Ереван стать в этом смысле для Берлина важным партнером для коммуникаций с Ираном?