Армения не потеряла своего места в первой десятке европейских стран, которые делегировали больше других дел в ЕСПЧ.
Справедливости ради – в прошлом году в европейский суд из Армении поступило 167 заявлений, а в 2017 их было 356. Подавляющее большинство жалоб связаны с нарушениями права на справедливое судебное расследование и права на свободу и безопасность.Буквально на днях ЕСПЧ удовлетворил ходатайство защитников бизнесмена Самвела Майрапетяна, а в четверг ему вернули паспорт и разрешили выезд в Германию для лечения. Волокита с этим делом была не особенно понятна, учитывая очевидный даже для неспециалистов результат обращения в европейскую инстанцию. Иного объяснения, кроме желания затянуть (по каким-то причинам) дело до последнего, логика не дает.
Из крупных дел, вызывающих неподдельный, а порой и яростный интерес общественности, теоретически могут попасть в ЕСПЧ, например, дела Манвела Григоряна и Роберта Кочаряна. Правда, Григорян вроде бы заявил о том, что судиться с Арменией не собирается, но мы рассматриваем теоретическую возможность.
Скорее всего, если эти дела дойдут до ЕСПЧ, вердикт будет также вынесен в пользу обвиняемых. А причины, почему, скорее всего, это произойдет именно так, тоже достаточно ясны, и не требуют глубокого погружения в юридические тонкости.
Вот, например, знаменитые (и пресловутые) "50% Сашика" — Александра Саргсяна. До сих пор не нашлось ни одного человека, который бы заявил о том, что вынужден был делиться с Саргсяном – пусть не пятьюдесятью, а хотя бы одним процентом дохода от своего бизнеса.
Более того, разговоры об этом как-то аккуратно сошли на нет, замолкли, и очередной миф о "беспределе режима" можно считать развенчанным.
Еще одна выдумка, связанная с тем же лицом, была недавно развенчана самими представителями власти. Бывший замначальника Дорожной полиции, ныне депутат НС от фракции "Мой шаг" Армен Хачатрян опроверг утверждения о том, что к внедренной в сфере дорожной безопасности системе камер наблюдения имел какое-либо отношение брат экс-президента Александр Саргсян.
"Вся система камер видеонаблюдения с имуществом и техническими средствами уже давно является собственностью государства, еще с 2013 года. Предоставление услуги было поручено организации "Секьюрити дрим", и не является чьей-либо собственностью. Все это имущество принадлежит государству, и эта функция исполняется государством. Это не является чьим-либо бизнесом", – заявил Хачатрян.
На уточняющий вопрос журналиста, опровергает ли он принадлежность этого бизнеса Александру Саргсяну, Хачатрян ответил однозначно: "Да".
А вот видеозапись, сделанная участниками известного героического похода, когда заклеивались скотчем и занавешивались нижним бельем камеры видеонаблюдения на дорогах. Никол Пашинян читает стишок про "плохого мальчика Сашика", который, бяка такая, разбогател эксплуатацией этих камер. Теперь вот выясняется, что мальчика-то и не было, и заявляют об этом сами провластные депутаты (впрочем, других у нас сейчас и нет).
И вот после этих кадров – кто может поручиться, что, например, те же "генеральские тушенки" не такой же пустой миф? Есть ли у нас гарантии, что завтра-послезавтра кто-нибудь из властной команды самолично не дезавуирует этот или иной факт? Сам же "факт", разумеется, мгновенно превратится в пустую выдумку.
Подобные "факты", если они объявятся и если дойдут до ЕСПЧ, обречены на однозначный вердикт. И этот вердикт совершенно точно будет не в пользу Республики Армения. А каждое такое дело, на минуточку, это не просто дело, а еще и престиж государства.