Турция периодически пытается принять более активное участие в геополитических процессах в Кавказском регионе, и Анкаре частично удалось решить эту задачу. Такое мнение в интервью Sputnik Армениявыразил тюрколог Варужан Гегамян, комментируя недавнее заявление главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу.

Министр ранее сказал, что в условиях нерешенного карабахского конфликта невозможно обеспечить стабильность на Кавказе и нормализовать отношения между Турцией и Арменией. Он также добавил, что Турция в 2019 году будет "более последовательна в этих вопросах".

Как считает Гегамян, Турция в двустороннем и трехстороннем форматах активно работает как с Грузией, так и с Азербайджаном, периодически проводятся трехсторонние саммиты с участием глав МИД, министров обороны и т.д. Кроме того, Анкара сотрудничает с внерегиональными центрами силы, которые имеют свои интересы на Кавказе. В этом контексте заявление Чавушоглу о карабахском урегулировании и последовательности следует рассматривать как попытку давления на Армению.

"Турция демонстрирует, что ей есть что сказать в регионе и что Ереван, в частности, должен считаться с ее мнением. В чем-то такое поведение Анкары можно считать естественным, так как за это время мы не увидели внятных действий и внешнеполитической стратегии со стороны властей Армении", - сказал Гегамян.

У руководства Армении нет четкого представления о том, что делать с Турцией дальше. Да, Ереван вполне справедливо и обоснованно говорит, что Турция не должна вмешиваться в карабахскую проблему. Но в качестве альтернативы невмешательству Анкары можно предложить устранение блокады Армении, что позволило бы создать более благоприятные условия и атмосферу для карабахского урегулирования. Это один из многочисленных путей и вариантов урегулирования существующих споров.

"Армения нуждается в разработке целостных и всеобъемлющих подходов во внешней политике – не только в отношениях с Турцией, но и по другим направлениям", - говорит Гегамян.

Он также считает, что одним из медиаторов в отношениях Армении и Турции могла бы стать Россия. Формат Армения-Турция-Россия был бы интересной площадкой обсуждения накопившихся вопросов.

Россия – влиятельный игрок, стратегический союзник Армении, в то же время имеет тесные отношения с Анкарой. Москва могла бы использовать имеющиеся в руках рычаги для решения этой задачи.

Напомним, еще 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции – Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу – подписали в Цюрихе (Швейцария) протоколы, предусматривающие установление дипломатических отношений между двумя странами.

Хотя изначально предполагалось, что положения протоколов будут осуществляться без предусловий, турецкая сторона сразу же после подписания отказалась их ратифицировать, связав процесс нормализации отношений с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Спустя 9 лет после подписания, 1 марта 2018 года, тогдашний президент Армении Серж Саргсян подписал указ об их аннулировании.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.