К сезонным всплескам гриппа мы уже привыкли, в соседней Грузии он в нынешнем году был сильнее обычного, а к гриппу добавилась и корь. Армении, кажется, пока удается держать ситуацию под контролем, но любые инфекции заходят в наши дома без спроса и без стука, и расслабляться медикам нельзя никогда.
Они и не расслабляются: судя по профилактическим мероприятиям, делается все возможное, чтобы минимизировать распространение того же гриппа. Но не только вирусы гриппа волнуют специалистов – есть масса иных опасностей, в частности, ВИЧ-инфекции, рост которых отмечается в Армении.
"В последние годы в увеличении числа ВИЧ-инфицированных лиц ощутимо выросла роль фактора миграции. В основном, трудовой миграции в страны, где степень распространения ВИЧ в разы больше, чем в Армении, и, принимая во внимание определенные "благоприятные" условия, в том числе небезопасное поведение, возрастает риск заражения трудовых мигрантов ВИЧ-инфекцией", - сказал в пятницу и.о. министра здравоохранения Армении Арсен Торосян.
При этом к числу болезней, обусловленных, в том числе, трудовой миграцией, Торосян отнес и туберкулез.
То есть, проще говоря, армяне, выезжающие на заработки за рубеж, попадают в зону риска – они потенциальные носители ВИЧ-инфекций, туберкулеза и прочих болезней. Конечно, важную роль в профилактике этих напастей играет поведение человека, его разборчивость (или неразборчивость) в разного рода связях, но немалое значение имеют и бытовые условия трудовых мигрантов – подцепить туберкулез в условиях нормального быта и питания, при соблюдении цивилизованного образа жизни довольно сложно.
Что касается ВИЧ-инфекций, то тут свою лепту вносят и, так сказать, противоестественные проявления мужской (и женской) дружбы, пропаганда которых набирает силу. Подобные обстоятельства, конечно, к эпидемическим масштабам роста заболеваемости не приведут, но влияние на статистику оказывают.
Однако вернемся от противоестественного к нормальным трудовым мигрантам. Недавно мы с удивлением обнаружили, что их потоки направлены не только из Армении, но и в саму страну: в последнее время только ленивый не писал о многочисленных мигрантах из Индии, во множестве появившихся в Ереване всего лишь в течение одного года.
Рискую навлечь на себя гнев особо толерантных товарищей и быть обвиненным чуть ли не в расизме, но что поделать, если трудовые мигранты, приезжающие на работу в Армению, практически все сплошь из Индии? Были бы представители разных стран, так и разговор пошел бы иной.
А раз они именно из Индии, то нелишне напомнить прописную истину, известную любому эпидемиологу: восточная часть Индии (а страна эта по территории не самая маленькая на свете) является одним из нескольких природных очагов возбудителя холеры на планете, и эпидемии этой болезни или, скажем, дизентерии, — там дело обычное, как у нас тот же грипп, например.
В 1994 году там была эпидемия чумы, которую Европа не видела со средневековья, а в прошлом, 2018 году, туристические агентства предупреждали о распространении вируса Нипах, от которого нет вакцины, а смертность доходит до 70%. Это не считая разных других вирусов и видов лихорадок.
Информация эта собрана вовсе не для того, чтобы посеять панику, и уж тем более не для формирования негативного отношения к приезжим. Эти люди не виноваты в том, что климатические и эпидемиологические условия их родины благоприятны для возникновения и распространения самых разных, в том числе острозаразных опаснейших инфекций.
И речь вовсе не о том, что их не надо пускать в Армению. Вопрос в другом. Армянские специалисты, вне всяких сомнений, владеют всей этой и другой информацией, но есть ли какие-либо механизмы, контролирующие состояние здоровья въезжающих в страну людей? Не только индусов, кстати.
Трудовые мигранты-армяне выезжают, в основном, в северные страны – в Россию и в Европу, где просто нет тропических болезней и угрозы соответствующих эпидемий. Сегодня мы столкнулись с волной приезжающих именно из тропиков – и это обстоятельство, наверное, должно привлечь внимание отечественного Минздрава. Не все ведь с курением одним бороться.