Мы уже как-то попривыкли к периодическим американо-турецким и израильско-турецким пикировкам, в которых стороны подчас не стесняются в выражениях, обвиняя друг друга в самых страшных грехах, а порой даже называют оппонентов всякими плохими словами. Все это, однако, очень быстро сходит на нет, заканчивается, торжествуют дружба и взаимные интересы, а уж тандем Израиля и Турции вообще непобедим, нерасторжим и… словом, милые бранятся.
На этот же раз все может быть серьезно, учитывая оригинальность мироощущения Трампа, как и то, что сирийский вопрос для него, кажется, принципиален. По этой теме он не склонен к компромиссам и пустым угрозам, пусть даже в адрес союзника по военному блоку. Да и то сказать, Трампу, похоже, давно не нравятся турецкие претензии на региональное господство, осложненные стремлением Анкары творить все, что ей заблагорассудится.
Тем более что Турция и не скрывает своих планов в отношении сирийских курдов. Вот и решил Трамп озвучить предупреждение в Twitter: разорю, мол, если после ухода американских войск из Сирии Анкара в ходе своих операций будет атаковать сирийских курдов. Определенный реверанс Анкаре все же последовал, Трамп и курдам посоветовал ее не провоцировать.
Турецкие отклики последовали незамедлительно, ведь любая серьезная активизация курдских организаций повышает вероятность федерализации самой Турции, да и стремления президента Реджепа Тайипа Эрдогана к региональному господству никто не отменял. И вот уже официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын заявляет, что угроза санкций США не удержит Анкару от борьбы с отрядами курдов на территории Сирии.
Вашингтон, говорил Калын, омрачает отношения защитой террористов, ибо Турция не видит разницы между "Исламским государством" (организация, запрещенная в России и ряде других стран. – ред.) и курдскими формированиями — Рабочей партией Курдистана, "Отрядами народной самообороны" (YPG) и партией "Демократический союз".
"Турция ведет борьбу не с курдами, а с террористами. Мы будем защищать от террористических угроз курдов и других сирийцев. Господин Трамп, террористы не могут быть вашими партнерами и союзниками", — написал Калын в том же Twitter.
Пассаж о том, что Турция, оказывается, собирается защищать простых сирийцев от терроризма не может не восхищать. Конечно, с точки зрения турецкого государства, курдские организации, ведущие борьбу хотя бы за национальную автономию, могут считаться террористическими, но навязать другим аналогичное к ним отношение вряд ли получится. Анкара постановила считать курдов террористами и воюет с ними, что, чисто географически, опять же не лишено логики. Но только географически.
Однако верхом цинизма можно расценивать слова касательно "заботы" Турции о сирийских гражданах. "Заботу" эту прекрасно продемонстрировала сама Турция своими же действиями на севере Сирии, да и зверскими операциями против курдов на собственной территории – события в городе Джизра в 2016 году тому пример, в частности.
И еще одна пикантная подробность. Трамп ведь прекрасно знает о турецких планах против курдов, потому и пригрозил санкциями в случае удара по ним Анкары.
А еще Трамп прекрасно знает, что турецкое государство от века имело только один способ решения проблем и с соседями, и с собственными гражданами – военные операции, зачистки, уничтожение всех, назначенных в чем-либо виновными.
Так что Ибрагиму Калыну не стоит изображать оскорбленную невинность.