Решить проблему с единственным сухопутным путем, соединяющим Армению и Россию, может только строительство двухполосного тоннеля под Крестовым перевалом.
Крупнейшая экспортная компания предлагала грузинской стороне принять участие в строительстве, однако ей было отказано на уровне властей. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал руководитель отдела по управлению проектами компании Spayka Карен Багдасарян.
Дело в том, что дорога, по которой проходит сухопутный маршрут, периодически закрывается из-за погодных условий. Тоннель же будет проложен под Крестовым перевалом. Автомобильное движение на перевале как раз было закрыто последние три дня из-за опасности схода лавин и сложных метеорологических условий. После завершения проекта данная проблема будет полностью решена и можно будет ездить безопасно и комфортно.
Еще в июле 2018 года департамент автомобильных дорог министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии объявил тендер на строительство участка дороги до грузино-российской границы. Проект предусматривает строительство асфальтобетонной дороги длиной 22,7 километра, шести мостов и пяти тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.
"В свое время наша компания предлагала грузинской стороне принять участие в строительных работах. Однако на уровне правительства нам было сказано, что этот процесс находится под их контролем и работы до 2022 года будут завершены", - сказал Багдасарян.
По его словам, тоннель значительно улучшит жизнь перевозчикам и всем, кто пользуется сухопутным маршрутом. Это наиболее оптимальный выход из сложившегося положения. Сегодня компания уже подсчитывает убытки от застрявших уже третий день подряд около 100 фур на пути в Россию и обратно.
Багдасарян подчеркнул, что их фуры оснащены всем необходимым. Компания может дистанционно контролировать ситуацию. Единственное, что вне контроля – товар в фурах.
Бывший начальник Аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе также видит единственный выход в строительстве тоннеля. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он подчеркнул, что на новом пути не будут страшны снег и лавины. И все из-за географического расположения.
"Сколько бы снега ни выпало, тоннель от этого не перекроют. Не знаю решит ли это абсолютно проблему Ларса, однако будет существенное улучшение ситуации", - сказал Мамрадзе.
Проблему Ларса можно также решить запустив транспортные коридоры через Абхазию и Южную Осетию. Однако это на сегодняшний день нереально, так как вопрос находится в политической плоскости.
В свою очередь и.о. министра транспорта, связи и информационных технологий Армении Акоп Аршакян в четверг в беседе с журналистами отметил, что Армения, тем не менее, продолжает переговоры по поиску альтернативы транспортировке грузов через контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс". Аршакян отметил, что речь идет также о модернизации КПП.
"Планируется расширить дорогу, в том числе за счет сноса скал", - подчеркнул Аршакян.
Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней по причине более комфортных климатических условий и рельефа.