Похоже, что катастрофическая ситуация, сложившаяся с истреблением севанского сига, получит решение не скоро. На заседании правительства Никол Пашинян порекомендовал и.о. министра охраны природы Армении Эрику Григоряну "встретиться с губернатором Гегаркуникской области, начальником Полиции, обсудить эту тему и предложить конкретные решения, причем не только на сегодняшний день, но и в долгосрочной перспективе, поскольку сейчас новая стадия репродукции сига, но многого не делается".
Эрик Григорян заявил, что поступает множество сигналов, заведены уголовные дела. Он призвал граждан обращаться в министерство, если они станут свидетелями соответствующих нарушений.
Проблема действительно налицо, но, честно говоря, решения пока не видно. Не видно объективно – не приставишь же полицейского к каждой семье, живущей близ Севана. Для многих местных жителей сиг, продающийся по 200-300 драмов уже в Ереване, остается единственным источником хоть какого-то дохода – пусть очень скудного, судя по розничной цене рыбы.
Усиление полицейского надзора не может быть достаточным, даже если предположить, что абсолютно все полицейские неподкупны и не станут покрывать, скажем, родственников и друзей. У правоохранителей просто не хватит личного состава, и к ним нужно подключать возможности Национального парка "Севан" и министерства охраны природы.
Тем не менее, проблема есть, и ее надо решать, какой бы неразрешимой она ни казалась. Быть может, в разы увеличить материальную и уголовную ответственность за браконьерство, хотя, конечно, эффективность наказания не в его строгости, а в неотвратимости. И вот как раз неотвратимость сложнее всего обеспечить.
По теме усыновления детей в Армении высказался Арарат Мирзоян.
"Деньги, о которых мы говорим в связи с усыновлением детей в детских домах – только вершина айсберга. Мы сталкиваемся с таким явлением, как продажа органов детей, в том числе тех, которых усыновляют за границу. У нас есть подозрения по некоторым странам", — сказал Арарат Мирзоян.
У Никола Пашиняна от таких слов подскочило давление. "О чем идет речь? Разве были зафиксированы такие случаи?" - спросил он, на что последовал ответ Мирзояна, мол, "слухами земля полнится".
Слухи, полнящие землю, пришлось опровергать на уровне главы Службы национальной безопасности (СНБ) Артура Ванецяна, заверившего, что вопрос находится под контролем ведомства и прецедентов, во всяком случае – сейчас, нет. На этом месте нам с Пашиняном можно облегченно вздохнуть и осмелиться попросить членов правительства делать заявления не на основании слухов, а на основе фактов. А то слухи разные ходят, знаете ли…
Армянским любителям праворульных машин разрешили импортировать еще 800 штук, и больше – ни-ни. Столько автомобилей скопилось на границе с грузинской стороны в результате демарша импортеров, бросивших там свой товар. Хорошо, конечно, что потратившие деньги на покупку люди их не потеряют, но слабо верится, что больше давления на правительство по этому вопросу не будет.
У нас же как – дай чуть слабину из самых высоко гуманистических соображений, так попробуют и руку по локоть отгрызть. В том смысле, что особо принципиальные импортеры машин с правым рулем вполне могут устроить еще одну (или не одну) пробу правительства на прочность и уступчивость. К митингам, пикетам и перекрытым улицам нам уже не привыкать, но могут быть реализованы и более креативные и свежие задумки.
Ну, и напоследок Пашинян обратился к наделавшей шуму ликвидации, в числе других, министерства диаспоры. Он отметил, что создалось ошибочное впечатление, будто на ведомстве "поставлен крест".
"Задача в том, чтобы сделать отношения правительства с Диаспорой максимально эффективными. У нас есть определенная модель, которая предполагает, что уровень отношений с Диаспорой не снизится, а повысится. Мы проведем обсуждения вокруг этой модели с представителями Диаспоры и придем к консенсусу", - сказал Пашинян.
Не в обиду всем сотрудникам министерства диаспоры, когда-либо в этой структуре работавшим, – ведомство это было на самом деле надуманным. С его задачами и обязанностями вполне справится и не очень даже многолюдный отдел в МИД, при условии, конечно, что департамент этот будет полноценно работать.
Да и вообще, если стране нашей хоть когда-нибудь суждено иметь компетентное и профессиональное управление, то те, кто такое увидят, просто поразятся тому, как мало нужно людей для того, чтобы по-настоящему делать полноценную работу.