Новые власти Армении в своей антикоррупционной стратегии упускают из виду необходимость профилактической и просветительской работы в этом направлении. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказала эксперт в сфере борьбы с коррупцией, юрист Сюзанна Согомонян.

В глобальном рейтинге Transparency International "Индекс восприятия коррупции - 2017", опубликованном в феврале 2018 года, Армения с несколькими странами разделила 107-е место из 180-ти. В том же году в стране произошла "бархатная революция", и новые власти объявили о начале широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией.

По мнению Согомонян, до оглашения очередного рейтинга осталось совсем немного времени, но уже очевидно, что в этой сфере Армения добилась серьезного прогресса.

"Это обусловлено внедрением важных механизмов, а также политической волей новых властей", - считает юрист.

В частности, она отметила важность разработки антикоррупционной стратегии на 2019-2023 годы, первое обсуждение которой состоялось совсем недавно. В документ включены несколько важных элементов, например, вопрос создания механизмов по возвращению похищенных средств и выведенных из страны активов.

В этом контексте серьезное значение имеет усовершенствование местного законодательства, а также обеспечение независимости судебной системы.

Согомонян считает, что, несмотря на обращение и.о. первого вице-премьера Армении Арарата Мирзояна к руководству Всемирного банка по вопросу использования инструмента Stolen Asset Recovery Initiative (StAR), республика обладает достаточным потенциалом и ресурсами для самостоятельного решения проблемы возврата денег.

А вот пробелы в местном законодательстве могут впоследствии обернуться неприятностями. К примеру, экс-чиновники однажды могут заявить, что решение о возвращении средств в бюджет страны принимались под давлением, и тогда страна столкнется с проблемами в международных структурах, в частности, в ЕСПЧ.

С другой стороны, по мнению эксперта, общество воспринимает понятие "коррупция" в довольно узком смысле. Вне поля зрения зачастую остаются такие явления, как незаконное обогащение, злоупотребление должностными полномочиями.

"Нам нужно создать орган, который будет заниматься просветительской работой в сфере борьбы с коррупцией", - считает Согомонян.

Она сожалеет, что, несмотря на заявления нынешних властей о необходимости создания независимого антикоррупционного органа, который будет работать в трех направлениях – предотвращение коррупции, образование и оперативно-розыскные действия, в разработанной стратегии конкретно этого пункта нет.

"Если прочитать проект антикоррупционной стратегии, то мы увидим, что предполагается создание органа, который будет проводить оперативно-розыскные мероприятия. Скорее всего, этот орган будет функционировать, опираясь на Специальную следственную службу", - отметила эксперт.

Таким образом, элементы просветительской работы и предотвращения случаев коррупции не будут входить в компетенцию новой структуры. Соответственно, неясно, кто всем этим будет заниматься.

Это мнение разделяет еще один эксперт по вопросам борьбы с коррупцией – Марат Атовмян. Он отметил, что за последнее время в стране было возбуждено много уголовных дел в связи с коррупцией, вызвавших серьезный общественный резонанс и ставших предметом бурной полемики. Вместе с тем, вопросы просвещения и профилактики остались нерешенными.

"Основной акцент делается на системе наказания. Этот же подход был прежде, сохранился он и теперь. Вопросы предотвращения коррупции и соответствующего образования либо вообще игнорируются, либо работа ведется не в полной мере", - отметил Атовмян.

Кроме того, он считает, что в основе антикоррупционный борьбы лежит политическая воля властей. Вместе с тем, борьба должна носить перманентный характер.

"Желательно создать универсальный специализированный антикоррупционный орган с привлечением к работе профессионалов. Они ежедневно будут заниматься выявлением различных коррупционных схем", - сказал Атовмян.

Эксперт затруднился сказать, когда конкретно эта структура будет сформирована, и в какой формате она будет функционировать.

Как отметила директор общественной организации "Против правового произвола", первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян, борьба в Армении пока направлена на выявление прежних случаев коррупции.

Она надеется, что новое правительство не повторит ошибок прошлого и задействует институциональные механизмы для предотвращения и борьбы с ней в будущем.

"Нужно создать реально независимый орган", - уверена Алавердян.

Прежде, будучи депутатом от партии "Наследие", она настаивала на том, чтобы этот орган контролировался и состоял в основном из представителей оппозиционных партий. Но так как силы, выступающие в качестве оппозиции в новом парламенте, пока не воспринимаются в обществе в качестве таковых, то в состав нового органа должны войти также представители внепарламентских сил и общественного сектора.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.