Вопреки достаточно жестким заявлениям мэра Еревана о недопустимости уличной торговли, количество торговцев на улицах столицы не только не сократилось, но и увеличилось.
Апогея этот вид деятельности достиг в конце недели. В беседе со Sputnik Армения торговцы, промышляющие на пересечении проспекта Маштоца и улицы Амиряна, подтвердили, что правоохранители их не беспокоят, документов не требуют и, тем более, ничего не запрещают.
"Как мне содержать детей, если запретят торговать. Или "Каргин Айко" (прозвище мэра Айка Марутяна – ред.) даст мне на кусок хлеба?", — посетовал один из торговцев мандаринами, не пожелавший представиться.
Каждую ночь, рассказывает наш герой, он отправляется на оптовый рынок сельскохозяйственной продукции, чтобы закупиться на весь день: ему не только Новый год надо устроить детям, но и решить проблему каждодневного пропитания.
"Что значит запретить уличную торговлю? А они понимают, сколько людей будут попросту голодать из-за этого. Ни работы, ни нормальной пенсии или пособия, чтобы люди могли жить. Они хотят шикарно отметить Новый год, а мы — нет? Их дети – дети, а наши — нет?", — возмущается женщина, торгующая рыбой.
Руководителю департамента оценки риска пищевых цепей Центра эколого-ноосферных исследований НАН Армении Давиду Пипояну предпраздничный Ереван, с заполонившими улицы торговцами, напоминает 90-е. Но если в случае торговли непродовольственными товарами проблема носит чисто эстетический характер, то в случае с продуктами питания речь идет уже совсем о другом — безопасности и здоровье населения.
"Никто ведь нам не говорит, настоящая это икра или искусственная, сделанная из желатина. Или, скажем, какими красителями она окрашена – сверху икринки склизкие и неестественного ярко оранжевого цвета. Для меня это непонятный продукт. Второе, какая там микрофлора? Только кишечная палочка или еще и грибок в придачу", — задается вопросом Пипоян.
Его удивляет, что в нынешней ситуации о проблеме уличной торговли заговорил только мэр Еревана, да и тот – только после вопросов журналистов. Между тем, ни министерство здравоохранения, ни инспекция по безопасности пищевых продуктов до сих пор к практическим действиям не перешли.
"Мы сегодня прошлись по улицам города и спрашивали, что это за икра? Севанский ишхан, говорят. Спрашиваю, документы есть, говорит – нет. Молчу о сиге. Где рыбу поймали, как она попала из Севана в Ереван. Спрашиваю, где документы, отвечает, что не взял с собой", — рассказывает Пипоян.
Очевидно, что для транспортировки в Ереван необходимы сопроводительные документы, но ни у одного торговца их, конечно, нет, отмечает эксперт.
Мэр армянской столицы Айк Марутян 21 декабря заявил журналистам, что город ужесточит контроль над уличной торговлей с 1 января.
В мэрии с ситуацией знакомы не понаслышке. К самому градоначальнику обращались представители обеих сторон. Одни требуют пресечь незаконную торговлю на улицах, другие объясняют, что это единственный для них способ заработать на хлеб насущный и содержать семью. Торговцы утверждают, что уже закупили продукцию, которую рассчитывают реализовать до Нового года. Просят позволить им "простоять" хотя бы до этого срока.
Кстати, самую жесткую и бескомпромиссную борьбу с уличной торговлей вел бывший мэр Еревана Карен Карапетян. В период пребывания на посту мэра (с 10 декабря 2010 года до 1 января 2011 года) он издал указ о демонтаже киосков и прилавков, что вызвало волну критики и протестов. Но длились они недолго.
Через несколько дней после отставки Карена Карапетяна прилавки и киоски начали постепенно возвращаться на улицы города и снова заняли узкие тротуары столицы.