Намерение Трампа вывести войска США из Сирии, прекратить там авиаудары и сократить контингент в Афганистане взорвало мировое информполе, казалось бы, уже привыкшее к вбросам шоумена Дональда, и вызвало шквал эмоций внутри американского общества (к вопросу о мифе, что американцы равнодушны к происходящему за рубежом).

Первой жертвой шквала стал глава Пентагона, который подал в отставку из-за несогласия с президентом по Сирии. В «Твиттере» Трампа и американских СМИ стоит оглушительный крик о «зраде» — и это, не скрою, очень приятно читать. Столь болезненная реакция Запада понятна: если и когда (оба слова — огромным «капслоком») США действительно полностью выведут войска из Сирии, это станет уникальным историческим событием, даже более важным, чем завершение вьетнамской кампании.

Уход США из Сирии станет прецедентом, символизирующим новую эпоху — без гегемона. Дело даже не в чисто военном раскладе на Ближнем Востоке (2 тысячи бойцов в Сирии не сопоставимы с присутствием США в Ираке, базами в Персидском заливе, в Афганистане), а в том, как это считывается человечеством на понятийном уровне — как проявление слабости пахана. Это уход не победившего, а побеждённого. Даже не «Акелла промахнулся», а ошпаленный Шерхан отступил, поджав хвост. Гегемония США зиждилась во многом на силе, и вот эта сила превратилась в слабость.

Но всё это верно только в случае — повторюсь — если и когда заявление Трампа станет реальностью. А сомнения в том огромные. Неслучайно все представители руководства России высказались в том духе, что сначала посмотрим, выйдут ли действительно, а то они уже много раз обещали и не делали. Собственно, это и есть единственно правильная реакция на подобные обещания. В конце концов, мы сами уже объявляли о выводе войск, после чего укрепили позиции в Сирии, договорившись о присутствии военных баз на десятки лет. И это нормальное поведение в Большой игре.

Впрочем, пока поступают одна за другой сенсационные новости о реальности намерений США — к примеру, о закрытии военной базы в Сирии в районе Эт-Танф. Не удивительно, что такие сообщения вызвали воодушевление среди так называемых трампистов внутри России, сторонников Большой сделки между США и Россией. Они оценивают это как реализацию давних планов изоляциониста Трампа по сворачиванию гегемонии США и налаживанию отношений с Москвой путём взаимных уступок. И, действительно, Сирия — чуть ли не главный маркер серьёзности таких намерений.

Однако у некоторых экспертов от решений Трампа и вовсе наступила эйфория. К примеру, известный сторонник Трампа Пётр Акопов пишет: «Отставка Мэттиса подтверждает простую, но неприятную для наших телеидиотов («экспертов») вещь — Трамп националист и антиглобалист, неоизоляционист и антиинтервенционист… Потому что телеидиоты не видели разницы между реально империалистической, глобалистской частью истеблишмента и совершено другим Трампом».

Между тем в реальности всё может оказаться сложнее и гораздо менее приятно для России и особенно трампистов. Начать с того, что вместо «бешенного пса» Мэттиса, по словам американиста Межуева, Пентагон могут возглавить сенатор от Арканзаса Том Коттон или сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм. И тот и другой — неоконсерваторы, ястребы, сторонники покойного Джона Маккейна. Своеобразные «неоизоляционисты», прямо скажем.

Но гораздо важнее другое. Решение Трампа, похоже, стало результатом сделки с Турцией. На этот вывод наталкивает хотя бы просто последовательность последних событий. 17 декабря президент Турции Реджеп Эрдоган предупредил, что вооруженные силы Турции в ближайшее время могут начать наступление против курдских подразделений YPG и Сирийских демократических сил. Вечером 18 декабря в Госдепартаменте США заявили о том, что покупка Турцией 140 ракет «Пэтриот» была одобрена — очевидно антироссийский ход Анкары после покупок С-400 (даже если не обращать внимание на провокационные слухи о том, что их собираются показать американцам).

И уже 19 декабря пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс объявила, что США «начали возвращать американских солдат домой» из Сирии. На следующий день Турция уже даже не скрывала подготовки операции против сирийских курдов в районе Манбиджа и восточного берега Евфрата. Понятно, что США в очередной раз предали курдов ради своей выгоды. Какой?

Стоит вспомнить, что первое сообщение о сделке между Вашингтоном и Анкарой появилось в октябре — телеканал NBC сообщил, что США и Турция договорились об освобождении пастора Эндрю Брансона в обмен на ослабление экономического давления. 12 октября пастора действительно отпустили, хотя до этого Эрдоган называл его страшным террористом и пособником Гюлена. И с тех пор финансовый рынок Турции постепенно стал приходить в себя, подросла лира, хотя ранее, в предыдущие три квартала 2018 года, произошёл отток иностранных средств на сумму $4,2 млрд, по данным ЦБ Турции.

Продолжение читайте здесь
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.