В начале этой недели в Генеральной Ассамблее ООН Армения вновь проголосовала против принятой антироссийской резолюции, призывающей Россию вывести войска из Крыма и освободить арестованных моряков в Керченском проливе. Поддержали документ 66 стран. Против проголосовали 19 государств: Армения, Россия, Беларусь, Сербия, Боливия, Бурунди, Камбоджа, Куба, Северная Корея, Иран, Лаос, Мьянма, Никарагуа, Южный Судан, Сирия, Узбекистан, Венесуэла и Зимбабве.
Не могу сказать, правильна ли позиция нашей страны или нет, на мой взгляд, это узкая профессиональная (дипломатическая) проблема. Вместо этого можно констатировать, что Армения годами голосовала против таких антироссийских резолюций, и если это правильно сейчас, то это было правильным и 1, 2, 5 лет назад. Или, если неправильно, то было неправильным как сейчас, так и в прошлом. Те, кто занимает принципиальную позицию, те, кто понимает или считает, что понимают проблему, должны реагировать на подобные события схожим образом.
А теперь вспомните, с каким гневным возмущением и сарказмом реагировали наши прозападные НПО – фразы типа «рабы русских» или «Армения и Бурунди в одной группе», были самыми мягкими, какой жестокий мятежный и саркастический ответ они имели прежде. А сейчас в связи с таким же голосованием от НПО нет никакого отклика, а общий настрой в Фейсбуке выглядит следующим образом: «ну, если интересы Армении требуют такого голосования, то почему бы и нет?». В таком случае, может быть, и год назад интересы тоже этого требовали интересы нашей страны?
Одна из миссий общественных организаций, насколько я понимаю, давать принципиальную оценку тому или иному явлению, чтобы ориентировать общество. И это верно в случае с событиями не только во внешней, но и во внутренней жизни. Когда раньше человека, имеющего серьезные проблемы со здоровьем (у которого точно не имелось возможности сбежать или препятствовать следствию), содержали под стражей, НПО поднимали шум о применении пыток. Теперь тон реакции на ту же ситуацию противоположен: «правильно и делают, так и надо, ему положено, он преступник». А значит, мотивация поднимаемого шума была не чисто гуманистической, а чисто политической, пропагандистской.
Я, естественно, не верю в сказки о «соросовском заговоре». Просто констатируем, что политическая и общественная (правозащитная) деятельность в нас не разделена, и вопреки оптимистичным заявлениям, сектор гражданского общества у нас точно еще не состоялся.