Пока что Западу выгоднее мешать переговорам по Сирии. Долго ли?

На самом деле противостояние между Тегераном и Тель-Авивом рискует стать разменной монетой в геополитических играх, которые ведут на Ближнем Востоке сверхдержавы. Как минимум для Соединенных Штатов Америки.

Ведь наличие реальной опасности, нависшей над Израилем после того, как Иран прорубил-таки сухопутную дорогу от Персидского залива через Ирак и Сирию, американцам весьма выгодно.

Хотя бы с той точки зрения, что можно спокойно манипулировать происходящими на сирийской территории процессами, мотивируя это желанием помочь своему ближайшему союзнику. Кстати, нынешний американский президент Трамп уже не раз говорил о том, что США будут защищать Израиль в первую очередь.

Ну а проиранские вооруженные формирования, бригады армейских инженеров и добровольческие боевые отряды из Ирана, реально получившие возможность закрепиться на сирийской территории, усугубляют складывающуюся в регионе ситуацию.

Причем усугубляют до такой степени, что серьезные переговоры, ведущиеся на уровне стран –гарантов, скажем, астанинского процесса, частенько сталкиваются именно с этой проблемой.

И получается, что вопросы, которые по большому счету действительно могли бы решиться за столом переговоров между представителями Дамаска, Москвы, Тегерана, Анкары, представителей сирийской конструктивной оппозиции, зависают в воздухе.

Потому что на сирийско-израильской границе сложилась взрывоопасная ситуация из-за наличия иранских военных советников и добровольцев.

В этой ситуации вполне предсказуемо, что Израиль (а значит вся западная коалиция, которую возглавляют США) будут делать все возможное, чтобы сорвать любые переговоры и любые договоренности.

Понимают это все участники процесса, которые взялись распутать клубок сирийского кризиса. Как высказался на днях помощник секретаря Совета Безопасности РФ Александр Венедиктов, с учетом исторического и геополитического контекста озабоченность израильтян вполне понимаема.

Однако необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что присутствующие на сирийской территории иранские военные специалисты имеют вполне определенный статус. Они здесь по приглашению официальных, избранных властей Сирии. Их попросили помочь стране в войне с террористическими организациями, которые в какой-то момент буквально наводнили страну.

Победивший в Сирии Иран точно не откажется от своих преференций, надо договариваться

Следует отметить, что как иранские военные специалисты, так и добровольческие формирования со своей миссией справились с блеском. Уже сейчас можно говорить о том, что сирийская территория процентов на 90 с лишним освобождена от террористических бандформирований.

В стране медленно налаживается мирная жизнь, понемногу в родные края начали возвращаться беженцы. Скоро можно будет говорить о том, что пора начинать восстанавливать Сирию, разрушенные за годы войны инфраструктуры и жилой фонд. Кстати, и в этом плане официальный Дамаск надеется на серьезную помощь со стороны Тегерана.

Так что сейчас говорить о том, что Иран должен покинуть сирийскую территорию, и это – одно из условий какой-то там глобальной геополитической сделки, которую выкладывает на стол переговоров Запад, нельзя.

Даже если о необходимости начать спонсировать восстановление Сирии уже начали говорить Соединенные Штаты, как это на днях сделал спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри, выступая в Атлантическом совете в Вашингтоне.

Ведь сразу же после этого заявления дипломат достаточно долго рассуждал о том, что "присутствие иранских сил в Сирии в первую очередь вызывает беспокойство у Израиля, но также вызывает беспокойство у стран, граничащих с Сирией, это также сильно беспокоит США".

То есть следует понимать так, что Иран уже выполнил черновую работу по истреблению террористических организаций в Сирии, и сейчас может уходить, поскольку не нужен Западу? Насколько это реально?

Однако если судить по комментариям американцев, они на это, кажется, надеются. Тот же Джеймс Джеффри в своем выступлении оговорился: "Мы считаем, что Иран должен уйти оттуда. И когда мы говорим "Иран", мы имеем в виду иранские сухопутные силы… У Ирана будет дипломатическое влияние в Сирии. Оно усилится, так как изменился относительный баланс сил между режимом Асада и Ираном".

Согласятся ли на это в Тегеране? Конечно — нет. Более того, политическое влияние в Сирии своими военными действиями против мирового терроризма иранцы только укрепили. И сейчас именно эти преференции уступать кому бы то ни было (и в первую очередь США) не намерены.

Позиции иранцев отныне не будут провоцировать ЦАХАЛ. Чем ответит Израиль?

И как же в этом случае поступить? Видимо, именно так, как предлагает Москва, делая все возможное, чтобы успокоить ситуацию в районах, прилегающих к сирийско–израильской границе.

Кстати, именно России в этом плане удалось добиться прогресса. Ведь иранские добровольческие подразделения и отряды армейских специалистов–инженеров, которые Дамаску предоставил Тегеран, уже оттянули свои позиции за 100 километров от линии соприкосновения.

"Именно усилия российской стороны способствовали тому, что иранские военные передали контроль над южной зоной деэскалации сирийским войскам и были отведены на 100 километров от линии разъединения. Считаю это серьезным вкладом в стабилизацию ситуации в ирано-израильских отношениях", — сказал помощник секретаря Совета Безопасности РФ Александр Венедиктов.

Полностью развеять беспокойство Тель-Авива этот шаг, видимо, не сможет. Однако сто километров – это достаточно серьезно в том плане, что позиции иранцев и проиранских формирований отныне не будут провоцировать армейские подразделения ЦАХАЛ (израильская армия) на агрессивные действия.

Так что, видимо, и в Тель-Авиве не мешало бы подумать над тем, чтобы предпринять ответные действия, которые позволили бы ослабить напряженность на этих участках.

Тем более, что Израилю, как и любой другой стране, стабильность попросту необходима. Ведь уже понятно, что Соединенные Штаты, как бы ни хорохорились, постепенно ослабляют свое присутствие и на Ближнем Востоке, да и в самом Средиземном море.

Как минимум тот факт, что американский Шестой флот, отвечающий за Средиземноморье, не держит тут авианосцев на постоянной основе, говорит о многом. А если к этому добавить, что Россия тут серьезно укрепилась (военно-морская база в Тартусе тому подтверждение), то следует делать выводы – и Ирану, и Израилю лучше договариваться, нежели воевать.

Понятно, что Израиль является одной из самых боеспособных армий региона. Которая, к тому же, снабжена современнейшим вооружением, включая новейшие истребители-бомбардировщики ЭФ-35 и зенитно-ракетные комплексы "Железный купол".

Однако, как показал опыт недавних обострений на израильско-палестинской границе, даже "Железный купол", по большому счету, может не спасти. Так что сторонам придется хоть как-то договариваться. И чем раньше – тем лучше. Да и многострадальной Сирии это тоже пойдет на пользу…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.